А Вихорев думает: «Что ж, отчего и не пошалить, если шалости так дешево обходятся». А тут еще, в заключение пьесы, Русаков, на радостях, что урок не пропал даром для дочери и еще более укрепил, в ней принцип повиновения старшим, уплачивает долг Вихорева в гостинице, где
тот жил. Как видите, и тут сказывается самодурный обычай: на милость, дескать, нет образца, хочу — казню, хочу — милую… Никто мне не указ, — ни даже самые правила справедливости.
Неточные совпадения
Вскоре потом сочувственная похвала Островскому вошла уже в
те пределы, в которых она является в виде увесистого булыжника, бросаемого человеку в лоб услужливым другом: в первом
томе «Русской беседы» напечатана была статья г. Тертия Филиппова о комедии «Не так
живи, как хочется».
За «Бедную невесту», «Не в свои сани не садись», «Бедность не порок» и «Не так
живи, как хочется» Островскому приходилось со всех сторон выслушивать замечания, что он пожертвовал выполнением пьесы для своей основной задачи, и за
те же произведения привелось автору слышать советы вроде
того, чтобы он не довольствовался рабской подражательностью природе, а постарался расширить свой умственный горизонт.
Тот же критик решил (очень энергически), что в драме «Не так
живи, как хочется» Островский проповедует, будто «полная покорность воле старших, слепая вера в справедливость исстари предписанного закона и совершенное отречение от человеческой свободы, от всякого притязания на право заявить свои человеческие чувства гораздо лучше, чем самая мысль, чувство и свободная воля человека».
Так точно за лицо Петра Ильича в «Не так
живи, как хочется» автора упрекали, что он не придал этому лицу
той широты натуры,
того могучего размаха, какой, дескать, свойствен русскому человеку, особенно в разгуле.
Но пока
жив человек, в нем нельзя уничтожить стремления
жить, т. е. проявлять себя каким бы
то ни было образом во внешних действиях.
Тут все в войне: жена с мужем — за его самовольство, муж с женой — за ее непослушание или неугождение; родители с детьми — за
то, что дети хотят
жить своим умом; дети с родителями — за
то, что им не дают
жить своим умом; хозяева с приказчиками, начальники с подчиненными воюют за
то, что одни хотят все подавить своим самодурством, а другие не находят простора для самых законных своих стремлений; деловые люди воюют из-за
того, чтобы другой не перебил у них барышей их деятельности, всегда рассчитанной на эксплуатацию других; праздные шатуны бьются, чтобы не ускользнули от них
те люди, трудами которых они задаром кормятся, щеголяют и богатеют.
Приложите
то же самое к помещику, к чиновнику «темного царства», к кому хотите, — выйдет все
то же: все в военном положении, и никого совесть не мучит за обман и присвоение чужого оттого именно, что ни у кого нет нравственных убеждений, а все
живут сообразно с обстоятельствами.
В его характере нет
того, что называют личной инициативой или свободным возбуждением себя к деятельности; он
живет так, как живется, не рассчитывая и не загадывая много.
Чувство художника, возмущаясь таким порядком вещей, преследует его в самых разнообразных видоизменениях и передает на позор
того самого общества, которое
живет в этом порядке.
В этих словах еще слышится ирония; но Русаков и серьезно продолжает в
том же роде: «Ну, какая она барыня, посудите, отец:
жила здесь в четырех стенах, свету не видала…
Да просто оттого, видите, что, «отец проклянет меня; каково мне будет тогда
жить на белом свете?» Вследствие
того она простодушно советует Вихореву переговорить с ее отцом; Вихорев предполагает неудачу, и она успокаивает его таким рассуждением: «Что же делать! знать, моя такая судьба несчастная…
Само собою разумеется, что этот встречный всего чаще бывает плутоватый самодур, и чем плутоватей он,
тем гуще повалит за ним толпа «несмышленочков», желающих
прожить чужим умом и под чужой волей, хотя бы в самодурной…
Пока он еще чувствует истощение от минувшей гульбы да пока
жив в его памяти страх недавнего происшествия, до
тех пор и он поостережется…
Жена и сестра Пузатова только
тем и
живут, что обманывают его и потихоньку гуляют с молодыми людьми, отпросившись в церковь.
(Плачет) Что в
том проку-то, что
живу я честно, что берегу себя не только от слова какого, а и от взгляду-то?..
С другой стороны, если бы надобности в материальных благах не было для человека,
то, конечно, Андрей Титыч не стал бы так дрожать перед тятенькой, и Надя могла бы не
жить у Уланбековой, и даже Тишка не стал бы уважать Подхалюзина…
По устройству нашего общества женщина почти везде имеет совершенно
то же значение, какое имели паразиты в древности: она вечно должна
жить на чужой счет.
В примере Торцова можно отчасти видеть и выход из темного царства: стоило бы и другого братца, Гордея Карпыча, также проучить на хлебе, выпрошенном Христа ради, — тогда бы и он, вероятно, почувствовал желание «иметь работишку», чтобы
жить честно… Но, разумеется, никто из окружающих Гордея Карпыча не может и подумать о
том, чтобы подвергнуть его подобному испытанию, и, следовательно, сила самодурства по-прежнему будет удерживать мрак над всем, что только есть в его власти!..
Неточные совпадения
Хлестаков. Право, не знаю. Ведь мой отец упрям и глуп, старый хрен, как бревно. Я ему прямо скажу: как хотите, я не могу
жить без Петербурга. За что ж, в самом деле, я должен погубить жизнь с мужиками? Теперь не
те потребности; душа моя жаждет просвещения.
Почтмейстер. Сам не знаю, неестественная сила побудила. Призвал было уже курьера, с
тем чтобы отправить его с эштафетой, — но любопытство такое одолело, какого еще никогда не чувствовал. Не могу, не могу! слышу, что не могу! тянет, так вот и тянет! В одном ухе так вот и слышу: «Эй, не распечатывай! пропадешь, как курица»; а в другом словно бес какой шепчет: «Распечатай, распечатай, распечатай!» И как придавил сургуч — по
жилам огонь, а распечатал — мороз, ей-богу мороз. И руки дрожат, и все помутилось.
Бобчинский. Да если этак и государю придется,
то скажите и государю, что вот, мол, ваше императорское величество, в таком-то городе
живет Петр Иванович Бобчинскнй.
Чтобы ему, если и тетка есть,
то и тетке всякая пакость, и отец если
жив у него,
то чтоб и он, каналья, околел или поперхнулся навеки, мошенник такой!
Так как я знаю, что за тобою, как за всяким, водятся грешки, потому что ты человек умный и не любишь пропускать
того, что плывет в руки…» (остановясь), ну, здесь свои… «
то советую тебе взять предосторожность, ибо он может приехать во всякий час, если только уже не приехал и не
живет где-нибудь инкогнито…