Неточные совпадения
За «Бедную невесту», «Не в свои сани не садись», «Бедность не порок» и «Не так живи, как хочется» Островскому приходилось со всех сторон выслушивать замечания, что он пожертвовал выполнением пьесы
для своей основной задачи, и за
те же произведения привелось автору слышать советы вроде
того,
чтобы он не довольствовался рабской подражательностью природе, а постарался расширить свой умственный горизонт.
Величие философствующего ума и величие поэтического гения равно состоят в
том,
чтобы, при взгляде на предмет, тотчас уметь отличить его существенные черты от случайных, затем правильно организовать их в своем сознании и уметь овладеть ими так,
чтобы иметь возможность свободно вызывать их
для всевозможных комбинаций.
Для того чтобы сказать что-нибудь определенное о таланте Островского, нельзя, стало быть, ограничиться общим выводом, что он верно изображает действительность; нужно еще показать, как обширна сфера, подлежащая его наблюдениям, до какой степени важны
те стороны фактов, которые его занимают, и как глубоко проникает он в них.
Тут все в войне: жена с мужем — за его самовольство, муж с женой — за ее непослушание или неугождение; родители с детьми — за
то, что дети хотят жить своим умом; дети с родителями — за
то, что им не дают жить своим умом; хозяева с приказчиками, начальники с подчиненными воюют за
то, что одни хотят все подавить своим самодурством, а другие не находят простора
для самых законных своих стремлений; деловые люди воюют из-за
того,
чтобы другой не перебил у них барышей их деятельности, всегда рассчитанной на эксплуатацию других; праздные шатуны бьются,
чтобы не ускользнули от них
те люди, трудами которых они задаром кормятся, щеголяют и богатеют.
Аграфена Кондратьевна, жена его, грозит своей взрослой дочери, что «отцу пожалуется»; а
та отвечает: «Вас на
то бог и создал,
чтобы жаловаться; сами-то вы не очень
для меня значительны».
Нет этих следов, да и не с
тем писана комедия,
чтобы указать их; последний акт ее мы считаем только последним мастерским штрихом, окончательно рисующим
для нас натуру Большова, которая была остановлена в своем естественном росте враждебными подавляющими обстоятельствами и осталась равно бессильною и ничтожною как при обстоятельствах, благоприятствовавших широкой и самобытной деятельности, так и в напасти, опять ее скрутившей.
Но
чтобы выйти из подобной борьбы непобежденным, —
для этого мало и всех исчисленных нами достоинств: нужно еще иметь железное здоровье и — главное — вполне обеспеченное состояние, а между
тем, по устройству «темного царства», — все его зло, вся его ложь тяготеет страданиями и лишениями именно только над
теми, которые слабы, изнурены и не обеспечены в жизни;
для людей же сильных и богатых —
та же самая ложь служит к услаждению жизни.
Он видит, что зло существует, и желает,
чтобы его не было; но
для этого прежде всего надо ему отстать от самодурства, расстаться с своими понятиями о сущности прав своих над умом и волею дочери; а это уже выше его сил, это недоступно даже его понятию… и вот он сваливает вину на других:
то Арина Федотовна с заразой пришла,
то просто — лукавый попутал.
Таким образом, доля самодурства Брускова переходит и к жене его, хоть на словах только, — и Андрюша, при всей своей любви к знанию и при всех природных способностях, должен вырасти неучем,
для того чтобы сохранить уважение к отцу и матери.
Но обязанность воспитателя, — продолжает потом педагогика, — состоит в
том,
чтобы как можно скорее сделать себя ненужным
для ребенка, приучивши его понимать нравственный закон в его истинной сущности, независимо от авторитета воспитателя.
Нужно что-нибудь чрезвычайное, крайнее, насильственное, хотя бы и совершенно бестолковое,
для того чтобы отрезвить их.
Надя не приучена к
тому,
чтобы сохранить власть над собою, и остаться верною своим понятиям из внутреннего убеждения в их правоте и силе; у нее скромность и честность имеют прямую цель — сохранить себя
для замужества…
«Насчет
того пункта, о котором вы меня просили, — пишет он, — я в назначенном вами присутственном месте был: холостых чиновников,
для Марьи Андреевны достойных, нет; есть один, но я сомневаюсь,
чтобы оный вам понравился, ибо очень велик ростом — весьма много больше обыкновенного — и рябой.
Иначе — ведь это ужасно — мы остаемся в неразрешимой дилемме: или умереть с голоду, броситься в пруд, сойти с ума, — или же убить в себе мысль и волю, потерять всякое нравственное достоинство и сделаться раболепным исполнителем чужой воли, взяточником, мошенником,
для того чтобы безмятежно провести жизнь свою…
Вот почему иногда общий смысл раскрываемой идеи требовал больших распространений и повторений одного и
того же в разных видах, —
чтобы быть понятным и в
то же время уложиться в фигуральную форму, которую мы должны были взять
для нашей статьи, по требованию самого предмета…
Неточные совпадения
Приготовь поскорее комнату
для важного гостя,
ту, что выклеена желтыми бумажками; к обеду прибавлять не трудись, потому что закусим в богоугодном заведении у Артемия Филипповича, а вина вели побольше; скажи купцу Абдулину,
чтобы прислал самого лучшего, а не
то я перерою весь его погреб.
Этак ударит по плечу: «Приходи, братец, обедать!» Я только на две минуты захожу в департамент, с
тем только,
чтобы сказать: «Это вот так, это вот так!» А там уж чиновник
для письма, этакая крыса, пером только — тр, тр… пошел писать.
Но сие же самое соответствие, с другой стороны, служит и не малым,
для летописателя, облегчением. Ибо в чем состоит, собственно, задача его? В
том ли,
чтобы критиковать или порицать? Нет, не в
том. В
том ли,
чтобы рассуждать? Нет, и не в этом. В чем же? А в
том, легкодумный вольнодумец,
чтобы быть лишь изобразителем означенного соответствия и об оном предать потомству в надлежащее назидание.
Для того чтобы воровать с успехом, нужно обладать только проворством и жадностью.
— Я человек простой-с, — говорил он одним, — и не
для того сюда приехал, чтоб издавать законы-с. Моя обязанность наблюсти,
чтобы законы были в целости и не валялись по столам-с. Конечно, и у меня есть план кампании, но этот план таков: отдохнуть-с!