Произвол, с одной стороны, и недостаток сознания прав своей личности с другой, — вот основания, на которых держится все безобразие взаимных отношений, развиваемых в большей части комедий Островского;
требования права, законности, уважения к человеку — вот что слышится каждому внимательному читателю из глубины этого безобразия.
Чтобы не распространяться об этом, заметим одно:
требование права, уважение личности, протест против насилия и произвола вы находите во множестве наших литературных произведений последних лет; но в них большею частию дело не проведено жизненным, практическим образом, почувствована отвлеченная, философская сторона вопроса и из нее все выведено, указывается право, а оставляется без внимания реальная возможность.
Неточные совпадения
Теперь уже высказывают свое мнение просто затем, что лучше его объявить, нежели скрывать, высказывают потому, что считают полезным обмен мыслей, признают за каждым
право заявлять свой взгляд и свои
требования, наконец, считают даже обязанностью каждого участвовать в общем движении, сообщая свои наблюдения и соображения, какие кому по силам.
И если читатель согласится дать нам
право приступить к пьесе с заранее приготовленными
требованиями относительно того, что и как в ней должно быть, — больше нам ничего не нужно: все, что несогласно с принятыми у нас правилами, мы сумеем уничтожить.
Не говорим о тех авторах, которые брали частные явления, временные, внешние
требования общества и изображали их с большим или меньшим успехом, как, например,
требование правосудия, веротерпимости, здравой администрации, уничтожения откупов, отменения крепостного
права и пр.
Меры обременительные, стесняющие народ в его
правах, могут быть вызваны, вопреки
требованию народной жизни, просто действием произвола, сообразно выгодам привилегированного меньшинства, которое пользуется стеснением других; но меры, которыми уменьшаются привилегии и расширяются общие
права, не могут иметь свое начало не в чем ином, как в прямых и неотступных
требованиях народной жизни, неотразимо действующих на привилегированное меньшинство, даже вопреки его личным, непосредственным выгодам.
Нужно, чтобы в них воплотилось, с ними слилось то общее
требование правды и
права, которое, наконец, прорывается в людях сквозь все преграды, поставленные Дикими-самодурами.
Сначала, по врожденной доброте и благородству души своей, она будет делать все возможные усилия, чтобы не нарушить мира и
прав других, чтобы получить желаемое с возможно большим соблюдением всех
требований, какие на нее налагаются людьми, чем-нибудь связанными с ней; и если они сумеют воспользоваться этим первоначальным настроением и решатся дать ей полное удовлетворение, — хорошо тогда и ей и им.
То есть: «Ты терпи, потому что ты баба и, стало быть, дрянь, а мне надо волю, — не потому, чтоб это было человеческое, естественное
требование, а потому, что таковы
права моей привилегированной особы»…
Заметим, что теоретическим образом Катерина не могла отвергнуть ни одного их этих
требований, не могла освободиться ни от каких отсталых мнений; она пошла против всех них, вооруженная единственно силою своего чувства, инстинктивным сознанием своего прямого, неотъемлемого
права на жизнь, счастье и любовь…
Нет, ей бы нужно было не то, чтоб ей что-нибудь уступили и облегчили, а то, чтобы свекровь, муж, зсе окружающие сделались способны удовлетворить тем живым стремлениям, которыми она проникнута, признать законность ее природных
требований, отречься от всяких принудительных
прав на нее и переродиться до того, чтобы сделаться достойным ее любви и доверия.
Когда, например, один сосед подал на нее в суд жалобу, что к ней в именье убежала когда-то его крепостная баба и вышла там замуж за крепостного Болотовых мужика, то мать Болотова крайне перепугалась, собрала домашнее совещание, и, убедившись, что соседа
требование правое, что он свою бабу требовать назад во всякое время и по всем законам может, помещица решилась стараться только об одном: склонить соседа к миру, хотя бы и с большими уступками с ее стороны.
Неточные совпадения
— Современное состояние народа этого требует, — с важностью прибавил Аркадий, — мы должны исполнять эти
требования, мы не имеем
права предаваться удовлетворению личного эгоизма.
Он в первый раз понял тогда всю жестокость и несправедливость частного землевладения и, будучи одним из тех людей, для которых жертва во имя нравственных
требований составляет высшее духовное наслаждение, он решил не пользоваться
правом собственности на землю и тогда же отдал доставшуюся ему по наследству от отца землю крестьянам.
— Я бы просил прочесть эти исследования, — строго сказал товарищ прокурора, не глядя на председателя, слегка бочком приподнявшись и давая чувствовать тоном голоса, что
требование этого чтения составляет его
право, и он от этого
права не отступится, и отказ будет поводом кассации.
«В-третьих, в заключительном слове своем председатель, вопреки категорического
требования 1 пункта 801 статьи Устава уголовного судопроизводства, не разъяснил присяжным заседателям, из каких юридических элементов слагается понятие о виновности и не сказал им, что они имеют
право, признав доказанным факт дачи Масловою яду Смелькову, не вменить ей это деяние в вину за отсутствием у нее умысла на убийство и таким образом признать ее виновною не в уголовном преступлении, а лишь в проступке — неосторожности, последствием коей, неожиданным для Масловой, была смерть купца», Это вот главное.
Видя такое эксцентрическое любопытство цюрихской полиции, я отказался от предложения г. Авигдора послать новое свидетельство, которое он очень любезно предложил мне сам взять. Я не хотел доставить этого удовольствия цюрихской полиции, потому что она, при всей важности своего положения, все же не имеет
права ставить себя полицией международной, и потому еще, что
требование ее не только обидно для меня, но и для Пиэмонта.