Неточные совпадения
— То есть и
разумом тоже, но это низшая
форма, а высшие достижения наши не от
разума…
Столь крутой поворот знакомых мыслей Томилина возмущал Самгина не только тем, что так неожиданно крут, но еще и тем, что Томилин в резкой
форме выразил некоторые, еще не совсем ясные, мысли, на которых Самгин хотел построить свою книгу о
разуме. Не первый раз случалось, что осторожные мысли Самгина предупреждались и высказывались раньше, чем он решался сделать это. Он почувствовал себя обворованным рыжим философом.
Он издавна привык думать, что идея — это
форма организации фактов, результат механической деятельности
разума, и уверен был, что основное человеческое коренится в таинственном качестве, которое создает исключительно одаренных людей, каноника Джонатана Свифта, лорда Байрона, князя Кропоткина и других этого рода.
Неточные совпадения
Восток, как это известно, является частью преобладания начал эмоциональных, чувственных над началами интеллекта,
разума: он предпочитает исследованию — умозрение, научной гипотезе — метафизический догмат. Европеец — вождь и хозяин своей мысли; человек Востока — раб и слуга своей фантазии. Этот древний человек был творцом большинства религий, основоположником наиболее мрачной метафизики; он чувствует, но не изучает, и его способность объединять свой опыт в научные
формы — сравнительно ничтожна.
С. 316.], и в этой двойственности и противоречивости заключается необходимость перехода к философии, которая то же самое дело, что и религия, делает в
форме мышления, тогда как «религия, как, так сказать, непроизвольно (unbefangen) мыслящий
разум, остается в
форме представления» [Ср. там же.
Не могут быть применимы к духовной телесности и
формы «трансцендентальной эстетики» [Раздел «Критики чистого
разума» И. Канта, в котором анализируются пространство и время как априорные
формы чувственного восприятия.], т. е. временность и пространственность.
«Трансцендентальное» время Канта, или отвлеченная
форма времени, неизбежно мыслится как потенциальная бесконечность, не знающая ни начала, ни конца; поэтому его идея и приводит
разум к антиномии, обнаруженной самим же Кантом.
Оно принимает
форму борьбы против власти,
разума, нормы, закона.