Неточные совпадения
— Мысль, что «
сознание определяется
бытием», — вреднейшая мысль, она ставит человека в позицию механического приемника впечатлений
бытия и не может объяснить, какой же силой покорный раб действительности преображает ее? А ведь действительность никогда не была — и не будет! — лучше человека, он же всегда был и будет не удовлетворен ею.
— Суббота для человека, а не человек для субботы, — говорил он. — Каждый свободен жертвовать или не жертвовать собой. Если даже допустить, что
сознание определяется
бытием, — это еще не определяет, что
сознание согласуется с волею.
— Я много читаю, — ответила она и широко улыбнулась, янтарные зрачки разгорелись ярче — Но я с Аристотелем, так же как и с Марксом, — не согласна: давления общества на разум и
бытия на
сознание — не отрицаю, но дух мой — не ограничен, дух — сила не земная, а — космическая, скажем.
Он играл голосом и словами с тонким, отлично разработанным искусством талантливого лицедея, удивляя обилием неожиданных интонаций, певучестью слов, которыми он красиво облекал иронию и печаль, тихий гнев и лирическое
сознание безнадежности
бытия.
— Да, но они, Вурст, и Кнауст, и Припасов, ответят вам, что ваше
сознание бытия вытекает из совокупности всех ощущений, что это сознание бытия есть результат ощущений, Вурст даже прямо говорит, что, коль скоро нет ощущения, нет и понятия бытия.
И на заводе про его стариков ни слуху ни духу. Не нашел Сергей Андреич и дома, где родился он, где познал первые ласки матери, где явилось в душе его первое
сознание бытия… На месте старого домика стоял высокий каменный дом. Из раскрытых окон его неслись песни, звуки торбана, дикие клики пьяной гульбы… Вверх дном поворотило душу Сергея Андреича, бежал он от трактира и тотчас же уехал из завода.
Во вторичном, рационализированном, рассеченном уже
сознании бытие для нас опосредствывается, отдаляется; мы мыслим посредственно во всех смыслах.
Неточные совпадения
Марксисты с настойчивостью любят повторять, что
бытие определяет
сознание.
Нам, русским, необходимо духовное воодушевление на почве осознания великих исторических задач, борьба за повышение ценности нашего
бытия в мире, за наш дух, а не на почве того
сознания, что немцы злодеи и безнравственны, а мы всегда правы и нравственно выше всех.
Только решительное обращение нашего
сознания к глубине национального
бытия и к широте
бытия всемирно-исторического ставит перед нами захватывающие творческие проблемы.
Но главное в том, что они никогда не пробовали объяснить, каким образом материальное
бытие может переходить в
сознание, в мысль.
Марксистская классификация философских доктрин, особенно развитая Энгельсом, на идеализм, признающий примат
сознания над
бытием, и материализм, признающий примат
бытия над
сознанием, совершенно несостоятельна и связана с философской атмосферой 40-х годов прошлого века.