Неточные совпадения
Вообще легко можно было угадать по
лицу ту пору жизни, когда совершилась уже борьба молодости со зрелостью, когда человек перешел
на вторую половину жизни, когда каждый прожитой опыт, чувство, болезнь оставляют след. Только рот его сохранял, в неуловимой игре тонких губ и в улыбке, молодое, свежее, иногда почти детское выражение.
Иван Иванович был, напротив, в черном фраке. Белые перчатки и шляпа лежали около него
на столе. У него
лицо отличалось спокойствием или скорее равнодушным ожиданием ко всему, что может около него происходить.
Смышленый взгляд, неглупые губы, смугло-желтоватый цвет
лица, красиво подстриженные, с сильной проседью, волосы
на голове и бакенбардах, умеренные движения, сдержанная речь и безукоризненный костюм — вот его наружный портрет.
Никогда не чувствовал он подобной потребности, да и в других не признавал ее, а глядел
на них,
на этих других, покойно, равнодушно, с весьма приличным выражением в
лице и взглядом, говорившим: «Пусть-де их себе, а я не поеду».
— Ты
на их
лицах мельком прочтешь какую-нибудь заботу, или тоску, или радость, или мысль, признак воли: ну, словом, — движение, жизнь. Немного нужно, чтоб подобрать ключ и сказать, что тут семья и дети, значит, было прошлое, а там глядит страсть или живой след симпатии, — значит, есть настоящее, а здесь
на молодом
лице играют надежды, просятся наружу желания и пророчат беспокойное будущее…
Он был в их глазах пустой, никуда не годный, ни
на какое дело, ни для совета — старик и плохой отец, но он был Пахотин, а род Пахотиных уходит в древность, портреты предков занимают всю залу, а родословная не укладывается
на большом столе, и в роде их было много
лиц с громким значением.
Но она в самом деле прекрасна. Нужды нет, что она уже вдова, женщина; но
на открытом, будто молочной белизны белом лбу ее и благородных, несколько крупных чертах
лица лежит девическое, почти детское неведение жизни.
Она, кажется, не слыхала, что есть
на свете страсти, тревоги, дикая игра событий и чувств, доводящие до проклятий, стирающие это сияние с
лица.
На ее
лицо легла тень непривычного беспокойства, недоумения.
— Как это вы делали, расскажите! Так же сидели, глядели
на все покойно, так же, с помощью ваших двух фей, медленно одевались, покойно ждали кареты, чтоб ехать туда, куда рвалось сердце? не вышли ни разу из себя, тысячу раз не спросили себя мысленно, там ли он, ждет ли, думает ли? не изнемогли ни разу, не покраснели от напрасно потерянной минуты или от счастья, увидя, что он там? И не сбежала краска с
лица, не являлся ни испуг, ни удивление, что его нет?
Она была покойна, свежа. А ему втеснилось в душу, напротив, беспокойство, желание узнать, что у ней теперь
на уме, что в сердце, хотелось прочитать в глазах, затронул ли он хоть нервы ее; но она ни разу не подняла
на него глаз. И потом уже, когда после игры подняла, заговорила с ним — все то же в
лице, как вчера, как третьего дня, как полгода назад.
Иногда он кажется так счастлив, глаза горят, и наблюдатель только что предположит в нем открытый характер, сообщительность и даже болтливость, как через час, через два, взглянув
на него, поразится бледностью его
лица, каким-то внутренним и, кажется, неисцелимым страданием, как будто он отроду не улыбнулся.
Но если покойный дух жизни тихо опять веял над ним, или попросту «находил
на него счастливый стих»,
лицо его отражало запас силы воли, внутренней гармонии и самообладания, а иногда какой-то задумчивой свободы, какого-то идущего к этому
лицу мечтательного оттенка, лежавшего не то в этом темном зрачке, не то в легком дрожании губ.
Нравственное
лицо его было еще неуловимее. Бывали какие-то периоды, когда он «обнимал, по его выражению, весь мир», когда чарующею мягкостью открывал доступ к сердцу, и те, кому случалось попадать
на эти минуты, говорили, что добрее, любезнее его нет.
Потом осмотрел каждого ученика и заметил все особенности: у одного лоб и виски вогнуты внутрь головы, у другого мордастое
лицо далеко выпятилось вперед, там вон у двоих, у одного справа, у другого слева,
на лбу волосы растут вихорком и т. д., всех заметил и изучил, как кто смотрит.
Кстати тут же представил и себя, как он сидит, какое у него должно быть
лицо, что другим приходит
на ум, когда они глядят
на него, каким он им представляется?
Райский смотрел, как стоял директор, как говорил, какие злые и холодные у него были глаза, разбирал, отчего ему стало холодно, когда директор тронул его за ухо, представил себе, как поведут его сечь, как у Севастьянова от испуга вдруг побелеет нос, и он весь будто похудеет немного, как Боровиков задрожит, запрыгает и захихикает от волнения, как добрый Масляников, с плачущим
лицом, бросится обнимать его и прощаться с ним, точно с осужденным
на казнь.
Полоумную Феклушку нарисовал в пещере, очень удачно осветив одно
лицо и разбросанные волосы, корпус же скрывался во мраке: ни терпенья, ни уменья не хватило у него доделывать руки, ноги и корпус. И как целое утро высидеть, когда солнце так весело и щедро льет лучи
на луг и реку…
Над губами маленькие усики;
на левой щеке, ближе к подбородку, родимое пятно с густым кустиком волос. Это придавало
лицу ее еще какой-то штрих доброты.
Она взяла его за голову, поглядела с минуту ему в
лицо, хотела будто заплакать, но только сжала голову, видно, раздумала, быстро взглянула
на портрет матери Райского и подавила вздох.
Сидя одна, она иногда улыбалась так грациозно и мечтательно, что походила
на беззаботную, богатую, избалованную барыню. Или когда, подперев бок рукою или сложив руки крестом
на груди, смотрит
на Волгу и забудет о хозяйстве, то в
лице носится что-то грустное.
Он долго стоял и, закрыв глаза, переносился в детство, помнил, что подле него сиживала мать, вспоминал ее
лицо и задумчивое сияние глаз, когда она глядела
на картину…
Но лишь коснется речь самой жизни, являются
на сцену
лица, события, заговорят в истории, в поэме или романе, греки, римляне, германцы, русские — но живые
лица, — у Райского ухо невольно открывается: он весь тут и видит этих людей, эту жизнь.
Три полотна переменил он и
на четвертом нарисовал ту голову, которая снилась ему, голову Гектора и
лицо Андромахи и ребенка. Но рук не доделал: «Это последнее дело, руки!» — думал он. Костюмы набросал наобум, кое-как, что наскоро прочел у Гомера: других источников под рукой не было, а где их искать и скоро ли найдешь?
У него воображение было раздражено: он невольно ставил
на месте героя себя; он глядел
на нее то смело, то стоял мысленно
на коленях и млел,
лицо тоже млело. Она взглянула
на него раза два и потом боялась или не хотела глядеть.
Жизнь и любовь как будто пропели ей гимн, и она сладко задумалась, слушая его, и только слезы умиления и веры застывали
на ее умирающем
лице, без укоризны за зло, за боль, за страдания.
Он задумчиво стоял в церкви, смотрел
на вибрацию воздуха от теплящихся свеч и
на небольшую кучку провожатых: впереди всех стоял какой-то толстый, высокий господин, родственник, и равнодушно нюхал табак. Рядом с ним виднелось расплывшееся и раскрасневшееся от слез
лицо тетки, там кучка детей и несколько убогих старух.
Глядя
на эти задумчивые, сосредоточенные и горячие взгляды,
на это, как будто уснувшее, под непроницаемым покровом волос, суровое, неподвижное
лицо, особенно когда он, с палитрой пред мольбертом, в своей темной артистической келье, вонзит дикий и острый, как гвоздь, взгляд в лик изображаемого им святого, не подумаешь, что это вольный, как птица, художник мира, ищущий светлых сторон жизни, а примешь его самого за мученика, за монаха искусства, возненавидевшего радости и понявшего только скорби.
Потом вдруг точно проснулся; не радостное, а печальное изумление медленно разлилось по
лицу, лоб наморщился. Он отвернулся, положил шляпу
на стол, достал папироску и стал закуривать.
— Это бы
лицо да с молитвенным, напряженным взглядом, без этого страстного вожделения!.. Послушайте, Борис Павлыч, переделайте портрет в картину; бросьте ваш свет, глупости, волокитства… завесьте окна да закупорьтесь месяца
на три,
на четыре…
— Сделайте молящуюся фигуру! — сморщившись, говорил Кирилов, так что и нос ушел у него в бороду, и все
лицо казалось щеткой. — Долой этот бархат, шелк! поставьте ее
на колени, просто
на камне, набросьте ей
на плечи грубую мантию, сложите руки
на груди… Вот здесь, здесь, — он пальцем чертил около щек, — меньше свету, долой это мясо, смягчите глаза, накройте немного веки… и тогда сами станете
на колени и будете молиться…
Она сидит, опершись локтями
на стол, положив
лицо в ладони, и мечтает, дремлет или… плачет. Она в неглиже, не затянута в латы негнущегося платья, без кружев, без браслет, даже не причесана; волосы небрежно, кучей лежат в сетке; блуза стелется по плечам и падает широкими складками у ног.
На ковре лежат две атласные туфли: ноги просто в чулках покоятся
на бархатной скамеечке.
Она сделала движение, и
лицо опять менялось у нее из дружеского
на принужденное и холодное.
Женская фигура, с
лицом Софьи, рисовалась ему белой, холодной статуей, где-то в пустыне, под ясным, будто лунным небом, но без луны; в свете, но не солнечном, среди сухих нагих скал, с мертвыми деревьями, с нетекущими водами, с странным молчанием. Она, обратив каменное
лицо к небу, положив руки
на колени, полуоткрыв уста, кажется, жаждала пробуждения.
Вон, кажется, еще знакомое
лицо: как будто Марина или Федосья — что-то в этом роде: он смутно припомнил молодую, лет пятнадцати девушку, похожую
на эту самую, которая теперь шла через двор.
Голос у ней не так звонок, как прежде, да ходит она теперь с тростью, но не горбится, не жалуется
на недуги. Так же она без чепца, так же острижена коротко, и тот же блещущий здоровьем и добротой взгляд озаряет все
лицо, не только
лицо, всю ее фигуру.
Все засмеялись. Райский поцеловал ее в обе щеки, взял за талию, и она одолела смущение и вдруг решительно отвечала
на его поцелуй, и вся робость слетела с
лица.
Он был мрачен
лицом, с нависшими бровями, широкими веками, которые поднимал медленно, и даром не тратил ни взглядов, ни слов. Даже движений почти не делал. От одного разговора
на другой он тоже переходил трудно и медленно.
Выводится и, кажется, вывелась теперь эта любопытная порода людей
на белом свете. Изида сняла вуаль с
лица, и жрецы ее, стыдясь, сбросили парики, мантии, длиннополые сюртуки, надели фраки, пальто и вмешались в толпу.
Около носа и
на щеках роились веснушки и не совсем пропадали даже зимою. Из-под них пробивался пунцовый пламень румянца. Но веснушки скрадывали огонь и придавали
лицу тень, без которой оно казалось как-то слишком ярко освещено и открыто.
Оно имело еще одну особенность: постоянно лежащий смех в чертах, когда и не было чему и не расположена она была смеяться. Но смех как будто застыл у ней в
лице и шел больше к нему, нежели слезы, да едва ли кто и видал их
на нем.
А Устинья тоже замечательна в своем роде. Она — постоянный предмет внимания и развлечения гостей. Это была нескладная баба, с таким
лицом, которое как будто чему-нибудь сильно удивилось когда-то, да так
на всю жизнь и осталось с этим удивлением. Но Леонтий и ее не замечал.
Тут только он взглянул
на нее, потом
на фуражку, опять
на нее и вдруг остановился с удивленным
лицом, как у Устиньи, даже рот немного открыл и сосредоточил
на ней испуганные глаза, как будто в первый раз увидал ее. Она засмеялась.
Она равнодушно глядела
на изношенный рукав, как
на дело до нее не касающееся, потом
на всю фигуру его, довольно худую,
на худые руки,
на выпуклый лоб и бесцветные щеки. Только теперь разглядел Леонтий этот, далеко запрятанный в черты ее
лица, смех.
Он недоверчиво поглядел
на нее; она действительно не смеялась и не хотела смеяться, только смеялось у ней
лицо.
Его поражала линия ее затылка и шеи. Голова ее казалась ему похожей
на головы римских женщин
на классических барельефах,
на камеях: с строгим, чистым профилем, с такими же каменными волосами, немигающим взглядом и застывшим в чертах
лица сдержанным смехом.
— Нет, ты у меня «умный, добрый и высокой нравственности», — сказала она, с своим застывшим смехом в
лице, и похлопала мужа по лбу, потом поправила ему галстук, выправила воротнички рубашки и опять поглядела лукаво
на Райского.
— Да, мое время проходит… — сказала она со вздохом, и смех
на минуту пропал у нее из
лица. — Немного мне осталось… Что это, как мужчины счастливы: они долго могут любить…
Ему вдруг как будто солнцем ударило в
лицо: он просиял и усмехнулся во всю ширину рта, так что даже волосы
на лбу зашевелились.
Он загляделся
на жену, и тайное умиление медленным лучом прошло у него по
лицу и застыло в задумчивых глазах. Даже румянец пробился
на щеках.