Цитаты со словом «воевода»
Завоеватели явились русские люди и после освобождения из-под татарского ига. В исходе XV столетия знамена Москвы уже развевались на снежном хребте Каменного пояса, называвшегося в древности горами Рифейскими, и
воеводы Иоанна III возгласили имя первого русского самодержца на берегах Тавры, Иртыша, Оби, в пяти тысячах верст от Москвы.
Заброшенные же судьбой или царской волей на северо-восток России бояре и дворяне московские еще далеко до Великой Перми насмехались над «строгановским царством», как
воеводы лежащих по дороге в Великую Пермь городов с злобной насмешкой называли «запермский край», сочувствуя воеводе Великой Перми, лишенному власти во владениях братьев Строгановых.
Скоро имя его стало громко по злодеяниям, но вместе с тем было окружено ореолом «геройства». Это объясняется тогдашним взглядом народных масс на разбойников, которые имели недоступную для других, но заманчивую силу уйти из-под гнета
воевод и подьячих и добывать себе средства для привольного житья грудь с грудью, ценою своей жизни. Оттого-то в русских народных песнях встречается почти всегда ласкательное слово «разбойничек».
Теснимый воинственным и неутомимым астраханским
воеводой Мурашкиным, Ермак ушел с Волги далее на северо-восток и добрался до Камы. Здесь впервые он узнал о существовании целого «промышленного царства» Строгановых у подошвы Урала.
— Понаслышаны мы были давнехонько о вашей сторонушке. Богатая она страсть и привольная. Нет в ней ни
воевод, ни стрельцов, жить можно вольготно, не опасаючись. Остяки, бают, да всякая нечисть беспокоит порой, ну да на них управу найти можно…
— Теперь царь засилье взял. Казань сложил, Астрахань…
Воеводы да стрельцы кишмя кишат на Волге-то… А нам это не на руку.
Слухом о Строгановых земля полнится, не такие они люди, чтобы на деньги польстились и вольную казацкую голову
воеводам, приказным подьячим и прочей царской челяди продать…
А об вас, купец, слухом земля полнится, что житье у вас вольное, без
воевод, подьячих и приказных, только одна лиха беда — соседи дикие, беспокойны, ну да нам-то они и на руку, и решили мы с атаманом ударить вам челом с просьбицей…
Ермаковы люди-то золото, удалец, чай, к удальцу, по есаулу видать, но только грозна и царская грамота, в ней беглых людей принимать заказано под страхом опалы царской и отобрания земель… Далеко, положим, от Москвы, доведают ли? Да слухом земля полнится: один
воевода пермский по наседкам отпишет в Москву все в точности, да еще с прикрасою. Такую кашу наваришь себе, что и не расхлебать ее.
— А почему узнает
воевода, какие у нас люди поселились? На них ведь не написано, что они беглые.
—
Воеводой ему царским быть, а не разбойником… — сказал Никита Григорьевич.
И действительно, в те отдаленные времена в разбой шли дурно направленные людьми и обстоятельствами порой лучшие русские силы, не выносившие государственного гнета в лице тех «супостатов», для которых не было «святых законов»:
воевод, тиунов, приказных и подьячих… Они уходили на волю и мстили государству и обществу, не сумевшим направить их на истинно русские качества: отвагу, смелость и любовь к родине, на хорошее дело.
— Какой же он разбойник? Вот и дядя говорит, что быть ему по уму бы
воеводою…
24 мая 1571 года крымские татары подступили к Москве и зажгли ее посады. При сильном ветре пожар распространился быстро и поглотил собою все деревянные здания Китай-города и посада. Много народа погибло при этом. Главный
воевода И. Д. Вельский задохнулся у себя на дворе в каменном погребе; та же участь постигла многих из знати.
— Да ты подумай, добрый молодец, что говоришь-то! Какой ты жених ей? Ведь и здесь-то живешь с опаскою… Попадись пермскому
воеводе, скрутит тебя да на Москву и отправит, а там, чай, знаешь, расправа короткая…
Поводом к этому слуху было прибытие в Москву римского посла, иезуита Антония Поссевина, игравшего некоторую роль при заключении мира со Стефаном Баторием или, лучше сказать, приписавшего себе эту роль, так как, справедливо замечает Карамзин, не ходатайство иезуита, но доблесть
воевод псковских склонила Батория к уверенности, не лишив его ни славы, ни важных приобретений, коими сей герой был обязан смятением Иоаннова духа еще более, нежели своему мужеству.
Не изменю, не ослабею в усилениях, пусть Иоанн даст мне свидетелей из своих бояр и
воевод!
— «Мы, бедные и опальные казаки, угрызаемые совестью, шли на смерть и присоединили знаменитую державу к России во имя Христа и великого государя навеки веков, доколе Всевышний благословит стоять миру. Ждем твоего указа, Великий Государь и
воевод твоих, сдадим им царство Сибирское без всяких условий, готовые умереть или в новых подвигах чести, или на плахе, как будет угодно тебе, великий государь, и Богу».
Кроме того, царь немедленно отрядил
воеводу князя Семена Дмитриевича Болховского, чиновника Ивана Глухова и пятьсот стрельцов в помощь Ермаку Тимофеевичу.
Гонцы строгановские то и дело скакали в Пермь узнать, нет ли там каких вестей московских. Наконец один из них принес известие, что Иван Кольцо возвращается с царским войском и
воеводами.
К счастью, это была последняя тревога. Через каких-нибудь две недели все разъяснилось. Иван Кольцо с товарищами, московскими
воеводами и царскими войсками подошел к хоромам Строгановых. Здесь встретили прибывших хлебом и солью. Князя Болховского, Ивана Глухова и послов Ермаковых приняли в парадных горницах. Там и рассказал Иван Кольцо радостные московские вести.
Все это заставляло Ермака и его людей быть настороже, и до прихода московского
воеводы со стрельцами об отъезде к Строгановым нечего было и думать.
— И больно мне еще, что ты не попируешь на свадьбе моей… Нельзя людей оставить и без тебя, и без меня… Как еще тут начнет верховодить московский
воевода, таких бед наделает, что хуже и не надо, такую кашу заварит, что и не расхлебаешь, — говорил Ермак Тимофеевич.
Казаки со своей стороны честили
воеводу и всех стрельцов, дарили соболями, угощали их со всевозможною роскошью.
Иван Тимофеевич сдал свою дружину Ивану Кольцу, отобрал пятьдесят казаков и через неделю по прибытии московского
воеводы двинулся из Сибири в запермский край, к Строгановым. Сердце его радовалось.
— Ох, и думать об этом боюсь я, девушка… Уж сколько времени как уехал Иван Иванович, да и
воевода московский, чай, давно уже на место прибыл, а Ермака Тимофеевича нет как нет. Запропастился он, где и отчего, неведомо, не хуже, как надысь твой Яков, — заметила Строганова.
— Чему случиться?.. Все хорошо до сих пор шло, — ответил Ермак. — Только нельзя было отъехать до прибытия Ивана, а затем и
воевод, а они замедлили.
В конце концов все смешалось,
воевода, власти, хозяева и слуги и все веселились от души, без чинов.
Люди гибли ежедневно, а в числе многих умер и сам
воевода Иоаннов князь Болховский, с честью и слезами схороненный в Искоре.
— Да неустройство еще там у нас… — уклончиво ответил гонец. —
Воевода московский умер.
— Так, так, оно, конечно. Как же там без
воеводы и атамана? Одному Ивану Ивановичу не управиться.
После совещания с племянниками он сам собирался в Москву бить челом батюшке-царю о переводе Ермака
воеводою в запермский край и посылке на его место другого воеводы, чтобы таким образом разлука с племянницей была бы временной.
— Одному надо ехать… — с тихим вздохом отвечал Ермак. — Куда же теперь брать Ксюшеньку!.. По весне уж за ней приеду… Надо будет отписать царю о присылке другого
воеводы, да войско еще, дабы не только удержать взятое, но взять еще больше.
Прибывшего гонца он не взял с собою, а отправил в Москву к царю Иоанну Васильевичу с известием о смерти князя Болховского и с просьбой прислать нового
воеводу да еще пятьсот стрельцов.
Не было также ни слуху ни духу о московском
воеводе и стрельцах. Ермак, считая последним поражением татар власть России в новом царстве совершенно укрепленною, решился, взяв с собою всего десять казаков и поручив город старейшим из своих сподвижников, поехать в запермский край за своей молодой женой.
Не порадовал ее и приезд из Москвы дяди Семена Иоаникиевича Строганова, привезшего хорошие вести. Царь обласкал его, милостиво принял его челобитье и не только согласился на назначение Ермака Тимофеевича
воеводою запермского края, но даже вручил ему, Строганову, о том свой царский указ.
Узнал также Семен Иоаникиевич на Москве, что исполнил царь и просьбу Ермака — послал уже в Сибирь нового
воеводу и пятьюстами стрельцами.
Прибыл
воевода московский со стрельцами, прогостил у Строгановых с неделю, пожелал и удостоился бить челом княгине Сибирской и отправился в дальний путь.
Неточные совпадения
— Этого не говори… Воевода-то пермский поближе, дознается и отпишет, — сказал Семен Иоаникиевич.
Цитаты из русской классики со словом «воевода»
По правую руку его сидели: татарский военачальник Барай-Мурза Алеевич Кутумов,
воевода Михайло Самсонович Дмитриев, дворянин Григорий Образцов, несколько старшин казацких и дворян московских полков; по левую сторону сидели: боярин Петр Иванович Мансуров-Плещеев, стольник Федор Левашев, дьяк Семен Самсонов, а несколько поодаль ото всех гражданин Козьма Минич Сухорукий.
— У моего боярина, князя Серебряного, есть грамота к Морозову от
воеводы князя Пронского, из большого полку.
Ведь под Москвой еще два
воеводы:
Князь Трубецкой да атаман Заруцкий.
Ну, что ж они?
И пошел от него ряд бояр,
воевод и думных людей: водили Заборовские московские полки на крымцев и других супостатов; бывали Заборовские в ответе [В послах.] у цесаря римского, у короля свейского, у польских панов Рады и у Галанских статов; сиживали Заборовские и в приказах московских, были Заборовские в городовых
воеводах, но только в городах первой статьи: в Великом Новгороде, в Казани или в Смоленске…
— Перед самым отъездом твоим, великий государь, прибыл в слободу гонец из Костромы, от
воеводы князя Темникова, с грамотой; ты уж на коня садился, так я взялся тебе передать эту грамоту.
Ассоциации к слову «воевода»
Синонимы к слову «воевода»
Предложения со словом «воевода»
- Война то прерывается перемириями, то вновь разгорается, но инициатива постоянно у московских воевод.
- Русские воеводы предложили остаться на месте, дождаться имперскую армию и вступить с ромеями в бой на суше.
- – А теперь, – уже спокойным, деловым голосом сказал воевода, – подумаем о размещении твоей команды.
- (все предложения)
Сочетаемость слова «воевода»
Значение слова «воевода»
ВОЕВО́ДА, -ы, м. 1. Ист. Начальник войска в древней Руси, а также управляющий городом или округом (с 16 до конца 18 в.). (Малый академический словарь, МАС)
Все значения слова ВОЕВОДА
Дополнительно