Неточные совпадения
Учение Канта о «разумной вере» страдает половинчатостью, это полувера-полуразум: хотя ею переступается область познаваемого разумом, но в то же время разум не хочет отказаться от своего господства и контроля и в этой чуждой ему области [Для противоречивости и двойственности
идей Канта в вопросе о вере характерна глава «Критики практического разума» под заглавием: «Каким образом возможно мыслить расширение
чистого разума в практическом отношении, не расширяя при этом его познания как разума спекулятивного?» Здесь «теоретическое познание
чистого разума еще не получает прироста.
Этим успехом, следовательно,
чистый теоретический разум, для которого все эти
идеи трансцендентны и не имеют объекта, обязан исключительно своей
чистой практической способности.
Крупнейшею заслугой Канта в теоретической философии было констатирование антиномий рассудка, благодаря которым он неизбежно запутывается в свои собственные сети [Имеются в виду антиномии космологических
идей в трансцендентальной диалектике Канта, или его трансцендентальная аналитика в «Критике
чистого разума».].
И если реальность установляется чувственностью или телесностью, которая, однако, не существует вне
идеи, то
чистая идеальность есть призрачность или отвлеченность.
И я начинаю ей разъяснять, как, что и почему; но по мере того как развиваются мои разъяснения, я и сам незаметным образом сбиваюсь с толку. Вместо того чтоб пропагандировать
чистую идею государственности, я ударяюсь в околичности, привожу примеры, доказывающие, что многие солдаты до генеральских чинов дослужились, а больше, конечно, до чина прапорщичьего.
Непременно хотят дуализма, хотят делить мир на мыслимое и являемое, уверяя, что только
чистые идеи имеют настоящую действительность, а все являемое, т. е. видимое, составляет только отражение этих высших идей.
Чистая идея — это нечто существующее an und für sich, [в себе и для себя (нем.).] вне всяких условий, вне пространства, вне времени; она может жить и развиваться сама из себя: скажите же на милость, зачем ей, при таких условиях, совершенно обеспечивающих ее существование, натыкаться на какого-нибудь безобразного Прошку, который может даже огорчить ее своим безобразием?
Неточные совпадения
В сложном отношении к «германской
идее» стоит Ницше, который по духу своему и по крови не был
чистым германцем.
Другие большие города Европы — это уже Париж второго и третьего сорта, не
чистые воплощения
идеи нового Города и половинчатые, разбавленные провинциализмом.
Но в нашем классическом славянофильстве, у Киреевского, Хомякова, Аксаковых, Самарина, трудно найти
чистое выражение славянской
идеи.
Национализм может быть
чистым западничеством, евреизацией России, явлением партикуляристическим по своему духу, не вмещающим никакой великой
идеи о России, неведующим России, как некоего великого Востока.
В русском мессианизме, столь свойственном русскому народу,
чистая мессианская
идея Царства Божьего, царства правды, была затуманена
идеей империалистической, волей к могуществу.