Неточные совпадения
Религиозный
опыт в своей непосредственности не есть ни научный, ни
философский, ни эстетический, ни этический, и, подобно тому как умом нельзя познать красоту (а можно о ней только подумать), так лишь бледное представление о опаляющем огне религиозного переживания дается мыслью.
Очевидно, на поле кантовского
опыта мы не встретим Бога, ибо «для науки Бог есть совершенно ненужная гипотеза» (Лаплас), а так наз. доказательства бытия Божия сводятся лишь к более или менее удачному постулированию Бога или же к раскрытию с разных сторон
философского понятия о Боге.
Опыты философские, эстетические и критические.
Когда заканчивается чисто научная задача систематического собирания материала по истории религии, которое, конечно, безмерно расширяет ограниченный
опыт каждого отдельного человека, тогда неизбежно ставится задача и религиозного дешифрирования, и религиозно-философского истолкования собранных фактов.
Возможно, что в основе его мистического визионерства и «первичной
философской интуиции» (по выражению А. Бергсона), каковой являлся свет, — лежал его личный психологический
опыт эпилептика (см.: Блонский П. П.
Религия имеет в своих основах опытный, можно сказать, эмпирический характер (конечно, понятие
опыта берется здесь в расширенном смысле), а потому не может быть установлена одной
философской «дедукцией» или мистическим «гнозисом».
Шеллинг хочет «объяснить» и «дедуцировать» то, что и голос религиозного чувства, и
философский критицизм одинаково повелевают принять, как факт божественной жизни, устанавливаемый в религиозном
опыте и откровении.
Сократ противополагал себя софистам, как отвлеченным идеалистам и рационалистам или вовсе не верящим в истину, или же надеющимся обрести ее путем спекулятивно-идеалистическим, которому Сократ, а за ним и его великий ученик противопоставляли полноту религиозного,
философского и жизненного
опыта.
Маркушка был фаталист и философ, вероятно, потому, что жизнь его являлась чем-то вроде
философского опыта на тему, что выйдет из того, если человека поставить в самые невозможные условия существования.
Неточные совпадения
Он вспоминал свои осуждения Тиндалю за его самодовольство в ловкости производства
опытов и за то, что ему не достает
философского взгляда.
Угадывая законы явления, он думал, что уничтожил и неведомую силу, давшую эти законы, только тем, что отвергал ее, за неимением приемов и свойств ума, чтобы уразуметь ее. Закрывал доступ в вечность и к бессмертию всем религиозным и
философским упованиям, разрушая, младенческими химическими или физическими
опытами, и вечность, и бессмертие, думая своей детской тросточкой, как рычагом, шевелить дальние миры и заставляя всю вселенную отвечать отрицательно на религиозные надежды и стремления «отживших» людей.
Невозможно отделить
философское познание от совокупности духовного
опыта человека, от его религиозной веры, от его мистического созерцания, если оно есть у человека.
Источник
философского познания — целостная жизнь духа, духовный
опыт.
Моя сравнительно слабая способность к систематическому дискурсивному развитию своей мысли мешает пониманию моей центральной
философской идеи объективации, с которой связан мой экзистенциальный
опыт.