Неточные совпадения
Ошибочно поэтому думать, что вера соответствует лишь детскому состоянию религиозного
сознания, а в более зрелом возрасте заменяется и вытесняется знанием —
философией и наукой (хотя и «духовной»), вообще гнозисом.
Религиозные образы, реализующие и выражающие религиозное содержание, представляют собою то, что обычно называют мифом. Мифу в религии принадлежит роль, аналогичная той, какая свойственна понятию или суждению в теоретической
философии: от его понимания зависит оценка религиозно-догматического
сознания.
Основные идеи
философии не измышляются, но родятся в
сознании, как семена, как зародыши будущих философских систем.
У Юма она имела субъективно-человеческое значение — «быть для человека», у Беркли получила истолкование как действие Божества в человеческом
сознании; у Гегеля она была транспонирована уже на язык божественного бытия: мышление мышления — само абсолютное, единое в бытии и
сознании [К этим общим аргументам следует присоединить и то еще соображение, что если религия есть низшая ступень философского
сознания, то она отменяется упраздняется за ненадобностью после высшего ее достижения, и только непоследовательность позволяет Гегелю удерживать религию, соответствующую «представлению», в самостоятельном ее значении, рядом с
философией, соответствующей «понятию».
Истины религии, открывающиеся и укореняющиеся в детски верующем
сознании непосредственным и в этом смысле чудесным путем, изживаются затем человеком и в его собственной человеческой стихии, в его имманентном самосознании, перерождая и оплодотворяя его [Гартман, среди новейших философов Германии обнаруживающий наибольшее понимание религиозно-философских вопросов, так определяет взаимоотношение между общей
философией и религиозной
философией: «Религиозная метафизика отличается от теоретической метафизики тем, что она извлекает выводы из постулатов религиозного
сознания и развивает необходимые метафизические предпосылки религиозного
сознания из отношения, заложенного в религиозной психологии, тогда как теоретическая метафизика идет путем научной индукции.
Если перевести этот основной и элементарный факт религиозного
сознания на язык религиозной
философии, мы тотчас же увидим, что перед нами явно противоречивое сочетание понятий, приводящее к антиномии [Проблема антиномизма в мышлении наиболее радикально поставлена в книге свящ.
Знаменитый основатель Александрийской школы, воспитанный на эллинизме и поднявший столь высоко авторитет эллинской
философии в церковном
сознании, вполне воспринял учение о непознаваемости Божества разумом.
Потому-то «чистая»
философия, притязающая на решающий голос и в вопросах религиозного
сознания, столь естественно приходит к отрицанию ипостасности Божества, видя в ней лишь недозволительный антропоморфизм или психологизм (наиболее воинствующими здесь являются представители «
философии бессознательного» — Гартман и Древе [Вот какими аргументами возражает Древе против личного характера Божества: «Индивидом дух называется в· конечной своей ограниченности и определимости материальным организмом…
Здесь возникает и общий вопрос: насколько и в каком смысле является софийным то трансцендентальное или логическое
сознание, исследованием которого больше всего занималась и занимается новая
философия?
Неточные совпадения
Очищение и освобождение христианского
сознания от социоморфизма мне представляется важной задачей христианской
философии.
Впрочем, и сам Галактион начинал уже терять
сознание разницы между промышленным добром и промышленным злом. Это делалось постепенно, шаг за шагом. У Галактиона начинала вырабатываться
философия крупных капиталистов, именно, что мир создан специально для них, а также для их же пользы существуют и другие людишки.
Основная идея русской
философии есть идея конкретного сущего, существующего, предшествующего рациональному
сознанию.
Чернышевский имел самую жалкую
философию, которой была заполнена поверхность его
сознания.
Высокая оценка Толстого в истории русской идеи совсем не означает принятия его религиозной
философии, которую я считаю слабой и неприемлемой с точки зрения христианского
сознания.