Самый факт науки предшествует анализу и дает для него материал (критика приходит всегда post factum [После свершившегося факта, задним числом (лат.).]), но она стремится удалить из этого
факта то, что в нем есть фактичного, генетического, психологического, и выделить из него то, что образует в нем познавательную схему, значимость, смысл; другими словами, критика рассматривает факт лишь как место категорий или частный случай категориального синтеза.
Неточные совпадения
Религия представляет собой настолько универсальный
факт человеческой жизни,
что просто его отрицать никому невозможно; если и скажут,
что религия не может в настоящее время считаться свойственной в одинаковой мере всему человечеству,
то ведь не надо забывать,
что этот же аргумент еще в большей степени применим к эстетике, этике, даже науке.
Религия есть психологизм в
том только смысле,
что она представляет совокупность
фактов психологической жизни, осуществляющихся в конкретной индивидуальной психике.
Вера с объективной стороны есть откровение, в своем содержании столь же мало зависящее от субъективного настроения, как и знание, и, подобно последнему, лишь искажается субъективизмом [«Вера всегда есть следствие откровения, опознанного за откровение; она есть созерцание
факта невидимого в
факте видимом; вера не
то что верование или убеждение логическое, основанное на выводах, а гораздо более.
—
То,
что она (наука) добывает путем доказательств, для религии является просто абсолютным
фактом.
Разумеется,
то или иное построение может быть удачно или неудачно, это вопрос
факта, но плохая система христианской философии вовсе не свидетельствует о
том,
что и не может быть хорошей или
что христианская философия вообще невозможна.
То обстоятельство,
что научное исследование нередко связывается с настроениями, враждебными религии, не должно закрывать
того факта,
что в науке религия получает новую область жизненного влияния.
Правда, эти антиномии у Канта благополучно «разъясняются» разумом, однако компетенция этого последнего, после
того как обнаружена антиномичность его структуры, может считаться для этого тоже сомнительной, и,
что здесь самое важное, этим нисколько не умаляется самый
факт рокового антиномизма в мышлении, который явно показывает неадекватность мышления своему собственному предмету.
Шеллинг хочет «объяснить» и «дедуцировать»
то,
что и голос религиозного чувства, и философский критицизм одинаково повелевают принять, как
факт божественной жизни, устанавливаемый в религиозном опыте и откровении.
Эта немецкая пародия на платонизм не считается достаточно с
тем фактом,
что греческое умозрение не было
тем отвлеченным философствованием «чистого», т. е. оторванного от корней интуиции, обедненного разума, какое выработалось на германской почве.
Является свидетельством эллинской мудрости и благочестия
тот факт,
что в греческом умозрении вопросу о первоматерии мира было посвящено столь исключительное внимание, причем в учениях Платона, Аристотеля и Плотина он получил завершенное, исчерпывающее рассмотрение, к которому новая философия ничего не умела прибавить.
Христианской мысли необходимо считаться с
тем фактом,
что женский пол, именно материнство, прославлен Богоматерью («блаженно чрево, носившее Тя, и сосца, яже еси ссалъ» — Лк. 11:27), а мужской Спасителем, над Коим, по закону иудейскому, в восьмой день было совершено и обрезание (празднуется 1 января).
Об этом неопровержимо свидетельствует
тот факт,
что Христос воплотился во человека, но не в ангела и обожил именно человеческое естество.
Из
того бесспорного
факта,
что языческие таинства имели натуральный характер, нельзя еще заключить, чтобы они представляли собой только природный оргиазм.
Воплотившийся Бог до конца разделил судьбу испорченного грехом мира и человека, до крестной муки и смерти [«На землю сшел еси, да спасеши Адама, и на земли не обрет сего, Владыко, даже до ада снизшел, еси ищай» (Утреня Великой Субботы, Похвалы, статья первая, ст. 25).], и все отдельные моменты земной жизни Спасителя представляют как бы единый и слитный акт божественной жертвы [Интересную литургическую иллюстрацию этой мысли мы имеем в
том малоизвестном
факте,
что богослужения пред Рождеством Христовым включают в себя сознательные и преднамеренные параллели богослужению Страстной седмицы, преимущественно Великой Пятницы и Субботы, и отдельные, притом характернейшие песнопения воспроизводятся здесь лишь с необходимыми и небольшими изменениями.
Здесь происходит нечто аналогичное
тому,
что бывает при канонизации святых и признании останков их св. мощами: сила святости и нетления наличествовала и ранее, тут же происходит всеобщее признание этого
факта, выражающееся в молитвенном призывании святого.].
Факт культа, как и искусства, наглядно свидетельствует о
той истине,
что не о хлебе едином живет человек,
что он не есть economic man, меряющий мир меркантильным аршином, но способен к бескорыстию и вдохновению.
Неточные совпадения
Только тогда Бородавкин спохватился и понял,
что шел слишком быстрыми шагами и совсем не туда, куда идти следует. Начав собирать дани, он с удивлением и негодованием увидел,
что дворы пусты и
что если встречались кой-где куры,
то и
те были тощие от бескормицы. Но, по обыкновению, он обсудил этот
факт не прямо, а с своей собственной оригинальной точки зрения,
то есть увидел в нем бунт, произведенный на сей раз уже не невежеством, а излишеством просвещения.
Уже один
тот факт,
что, несмотря на смертный бой, глуповцы все-таки продолжают жить, достаточно свидетельствует в пользу их устойчивости и заслуживает серьезного внимания со стороны историка.
[Реальность этого
факта подтверждается
тем,
что с
тех пор сечение было признано лучшим способом для взыскания недоимок.
Издатель не счел, однако ж, себя вправе утаить эти подробности; напротив
того, он думает,
что возможность подобных
фактов в прошедшем еще с большею ясностью укажет читателю на
ту бездну, которая отделяет нас от него.
Он, к величайшей своей неприятности, принужден был мало-помалу принять за
факт, совершившийся и невозвратимый,
то,
что вчера еще казалось ему происшествием почти фантастическим, и хотя и сбывшимся, но все-таки как будто еще невозможным.