Неточные совпадения
То, что постигается здесь, трансцендентно лишь гносеологически, т. е. в
силу ограниченности нашей, а не по сущности (как тригонометрия является нам
трансцендентной, пока мы ей не научились или, вернее, пока она в нашем сознании еще не пробуждена: имманентный характер математического познания в этом смысле с такой
силой был указан еще Платоном в его «Федоне»).
Что представляет собою молитва по своему «трансцендентальному» составу? прежде всего, устремление всех духовных
сил человека, всей человеческой личности к
Трансцендентному: всякая молитва (конечно, искренняя и горячая, а не внешняя только) осуществляет веление: transcende te ipsum [Превзойди себя самого (лат.) — тезис философии Августина (Об истинной религии XXXIX, 72)].
Мифу необходимо присуща активность, известная инициатива со стороны
трансцендентного, которое хочет этой встречи, и в реальности этой встречи и заключается
сила убедительности мифа.
Коренное различие между философией и религией заключается и том, что первая есть порождение деятельности человеческого разума, своими
силами ищущего истину, она имманентна и человечна и в то же время она воодушевлена стремлением перерасти свою имманентность и свою человечность, приобщившись к бытию сверхприродному, сверхчеловечному,
трансцендентному, божественному; философия жаждет истины, которая есть главный и единственный стимул философствования.
М., 1928.] как
трансцендентных сущностях, в них он видит лишь идеологическое удвоение действительности, которое не пользует немало для ее понимания, ибо платоновские идеи отделены непроходимой пропастью от действительности и лишены движущей
силы, энергии.
И, однако, в то же время нельзя сказать, что Бог есть причина мира, ибо это значило бы превратить абсолютное в относительное, поставив
трансцендентное в имманентно-непрерывный ряд причин и следствий, истолковать отношения между Богом и миром в смысле причинной, механической зависимости, в
силу которой каждое последующее с необходимостью вытекает из предыдущего.
Божество в Его внутрибожественной жизни остается
трансцендентным для твари, однако действия Божества, Его откровения, божественная
сила, изливающаяся в творении, есть то же Божество, единое, неделимое, присносущее.
По смыслу своему νους у Плотина (как уже было указано) соответствует именно христианской Софии, поскольку он раскрывает для мира
силу трансцендентного Божества Εν; однако благодаря его «эманативному пантеизму» затемняется действительное иерархическое соотношение между Εν и νους, причем последний занимает какое-то промежуточное место между Второй Ипостасью, Логосом, и Софией.
Ибо Бог для него есть
трансцендентная норма, закон, образец, пример, а человек должен обойтись своими человеческими
силами.
Неточные совпадения
Но представим себе, что стены разбиты и ворвались в эту комнату
силы иного,
трансцендентного по отношению к ней мира,
силы, отличные от действующих в этом помещении.
Чудо воскресения не противоречит закономерности природы и даже предполагает эту закономерность; чудо воскресения есть победа над смертоносным порядком природы, преодоление смерти не имманентными
силами природы, а
трансцендентными божественными
силами.
Пусть умственно сравнивают Христа с Буддой, Сократом или Магометом, все же в глубине чувствуют, что это не то, что с пришествием Христа изменился космический состав мира, что вошла в мир
сила не от мира сего, что
трансцендентное стало имманентным.
Познать действительности нельзя, так как рациональное не покрывает иррациональное, познающий субъект не в
силах совладать с хаосом, да и действительности не существует как
трансцендентной реальности.
Наступают времена в жизни человечества, когда оно должно помочь само себе, сознав, что отсутствие
трансцендентной помощи не есть беспомощность, ибо бесконечную имманентную помощь найдет человек в себе самом, если дерзнет раскрыть в себе творческим актом все
силы Бога и мира, мира подлинного в свободе от «мира» призрачного.