Неточные совпадения
Следовательно, трансцендентальная характеристика этического суждения неразрывно связана с фактом этики, который может рассматриваться и по своей объективной значимости или смыслу, но может трактоваться и как простой психологизм, допускающий для себя лишь
причинное или генетическое истолкование.
Т. 2. С. 337–495.], ибо здесь, очевидно, есть внутреннее противоречие в самой постановке задачи: соображениями относительными, основанными на законе причинности и анализе
причинных рядов, утверждается бытие абсолютного, возвышающегося над относительным и свободного от причинности.
Разум принимает за истину только то, что может быть доказано, обнаружено как необходимое звено в
причинной связи.
И, однако, в то же время нельзя сказать, что Бог есть причина мира, ибо это значило бы превратить абсолютное в относительное, поставив трансцендентное в имманентно-непрерывный ряд причин и следствий, истолковать отношения между Богом и миром в смысле
причинной, механической зависимости, в силу которой каждое последующее с необходимостью вытекает из предыдущего.
В доказательстве антитезиса Кант указывает на то, что свобода, допущенная в качестве первой причинности, все-таки не помогает делу, потому что не способна вступить в
причинную связь, будучи от нее принципиально отлична, а потому или не может начать
причинного ряда, или же его разрывает. «Природа и трансцендентальная свобода отличаются как закономерность и незакономерность» (371).
Антиномия в понимании
причинной обусловленности творения открывается Кантом отнюдь не благодаря его гносеологии, в пределах ее она только формулируется, сама же она имеет и совершенно независимое и более общее значение.
Это возникновение не может мыслиться по категории
причинной связи, мир не есть следствие, а Бог не есть его причина, и это не только потому, что Бог понятый как первопричина уже включается в
причинную цепь, в область относительного, но и потому, что causa aequat effectum [Причина равна действию (лат.).], причина объясняет следствие, лишь находясь с ним в той же плоскости, при творении же мы имеем, μετάβασις εις άλλο γένος, скачок от Абсолютного к относительному, и
причинное объяснение здесь не пользует нимало.
Идея творения мира Богом поэтому не притязает объяснить возникновение мира в смысле эмпирической причинности, она оставляет его в этом смысле необъясненным и непонятным; вот почему она совершенно не вмещается в научное мышление, основывающееся на имманентной непрерывности опыта и универсальности
причинной связи, она остается для него бесполезна и ему чужда, — есть в этом смысле заведомо ненаучная идея.
Неточные совпадения
Причинные отношения находятся в объективированном мире феноменов.
Но причинность и
причинные отношения совершенно неприменимы к отношениям между Богом и миром, Богом и человеком.
Свобода находится вне
причинных отношений.
Это достаточно выяснено Кантом, хотя он был непоследователен, признавая
причинные отношения между вещью в себе и явлением.
Философы сознавали, что за
причинными отношениями скрывалась активность живых субстанций, что тайна связи причины со следствием раскрывается в акте воли.