Неточные совпадения
Причинные отношения находятся в объективированном мире феноменов.
Но причинность и
причинные отношения совершенно неприменимы к отношениям между Богом и миром, Богом и человеком.
Свобода находится вне
причинных отношений.
Это достаточно выяснено Кантом, хотя он был непоследователен, признавая
причинные отношения между вещью в себе и явлением.
Философы сознавали, что за
причинными отношениями скрывалась активность живых субстанций, что тайна связи причины со следствием раскрывается в акте воли.
— Потому что мордаши медведей рвут за
причинное место, волкодавы волков давят… У нашего барина такая охота была… То собаки, — а это пудель.
— Но мы все-таки настаиваем на примирении, — сказал Шешковский виноватым голосом, как человек, который вынужден вмешиваться в чужие дела; он покраснел, приложил руку к сердцу и продолжал: — Господа, мы не видим
причинной связи между оскорблением и дуэлью.
Словом, происходила невообразимая кутерьма, и благочестивые
причинные старушки только молили бога, чтобы скорее наступило это растреклятое первое мая.
Причинные мужики действительно совсем потерялись в вихре событий: запрос на рабочие руки оказался громадный, а, кроме того, всякий золотопромышленник, конечно, потихоньку от других, старался непременно заручиться верным человеком, который знает верное местечко.
— А по другим местам разве лучше нас? — заступился Гаврила Иванович, подсаживаясь к самовару. — Взять хоть ту же Причину, да эти
причинные мужики с кругу спились, потому уж такая рука им подошла: народ так и валит на Причинку, а всем надо партию набирать; ну, цену, слышь, и набавили до двух целковых. У тебя в Причине тоже ведь партия ждет?
— Мы?.. Мы малыми дорогами их обгоним всех… Хе-хе! Тут ведь дороги каждые десять минут… да. Я Пластунова пошлю верхом о двуконь, по-киргизски… Эх, жаль, у меня Воронка не стало! Вот была лошадь, скажу я вам, — золото, клад… На ней я сам по сту верст верхом делал на проход. Если бы жива была, сам на ней поехал бы с заявкой… А мужичье-то, причинные-то мужики, что выделывают — слышали?
— Я теперь совсем обумился, Флегон Флегоныч, — уверял Спирька, все еще находившийся под домашним арестом. — Пусти хоть дохнуть разик с нашими
причинными… Ей-богу, ни в одном глазу.
Приехавшие рабочие из других деревень, в большинстве самый отпетый народ, набравшийся по приискам вольного духу, дополняли картину своим пьянством, драками и постоянно приставали к
причинным бабам и девкам.
— Темно, не признать сыздали. Быдто из сосунят кто по обличью-то… может, и наши
причинные.
Сбившиеся с панталыку
причинные мужики бродили по селу, как чумные телята, и все промышляли, где бы еще выпить.
— Партия, Гаврила Иваныч… Там мой компаньон Пластунов всем орудует. Не знаю уж, как он там с
причинными мужиками поправляется.
Я никак не могу уйти от внутреннего чувства, которое говорит мне, что эти два события находились в какой-то
причинной связи.
Следовательно, трансцендентальная характеристика этического суждения неразрывно связана с фактом этики, который может рассматриваться и по своей объективной значимости или смыслу, но может трактоваться и как простой психологизм, допускающий для себя лишь
причинное или генетическое истолкование.
Идея творения мира Богом поэтому не притязает объяснить возникновение мира в смысле эмпирической причинности, она оставляет его в этом смысле необъясненным и непонятным; вот почему она совершенно не вмещается в научное мышление, основывающееся на имманентной непрерывности опыта и универсальности
причинной связи, она остается для него бесполезна и ему чужда, — есть в этом смысле заведомо ненаучная идея.
И, однако, в то же время нельзя сказать, что Бог есть причина мира, ибо это значило бы превратить абсолютное в относительное, поставив трансцендентное в имманентно-непрерывный ряд причин и следствий, истолковать отношения между Богом и миром в смысле
причинной, механической зависимости, в силу которой каждое последующее с необходимостью вытекает из предыдущего.
Разум принимает за истину только то, что может быть доказано, обнаружено как необходимое звено в
причинной связи.
Антиномия в понимании
причинной обусловленности творения открывается Кантом отнюдь не благодаря его гносеологии, в пределах ее она только формулируется, сама же она имеет и совершенно независимое и более общее значение.
В доказательстве антитезиса Кант указывает на то, что свобода, допущенная в качестве первой причинности, все-таки не помогает делу, потому что не способна вступить в
причинную связь, будучи от нее принципиально отлична, а потому или не может начать
причинного ряда, или же его разрывает. «Природа и трансцендентальная свобода отличаются как закономерность и незакономерность» (371).
Это возникновение не может мыслиться по категории
причинной связи, мир не есть следствие, а Бог не есть его причина, и это не только потому, что Бог понятый как первопричина уже включается в
причинную цепь, в область относительного, но и потому, что causa aequat effectum [Причина равна действию (лат.).], причина объясняет следствие, лишь находясь с ним в той же плоскости, при творении же мы имеем, μετάβασις εις άλλο γένος, скачок от Абсолютного к относительному, и
причинное объяснение здесь не пользует нимало.
Т. 2. С. 337–495.], ибо здесь, очевидно, есть внутреннее противоречие в самой постановке задачи: соображениями относительными, основанными на законе причинности и анализе
причинных рядов, утверждается бытие абсолютного, возвышающегося над относительным и свободного от причинности.
Причинная связь может быть бессмысленной.
Но личность есть разрыв
причинных связей.
Против объективной телеологии восстает не только детерминизм,
причинное объяснение явлений природы, но и свобода.
В природе господствуют
причинные связи.
Причинные связи природы превращаются в смысловые связи духа.
Для понимания духовной жизни очень важно понять, что действие Бога, действие Святого Духа, действие благодати на человека не есть каузальное,
причинное, как не есть и действие властвования.
Всякая система понятий, система теологическая, находится во власти
причинного, категориального мышления, т. е. необходимости, детерминированности.
Знал Керасивну и Дукач, и знал ее, разумеется, за женщину умную, с которою, окромя ее ведовства, во всяком
причинном случае посоветоваться не лишнее.
Возможно понять, что Наполеон имел власть, и потому совершилось событие; с некоторою уступчивостью можно еще понять, что Наполеон, вместе с другими влияниями, был причиной события; но каким образом книга Contrat Social [Общественный договор] сделала то, что французы стали топить друг друга, — не может быть понято без объяснения
причинной связи этой новой силы с событием.