Неточные совпадения
Теория Шлейермахера, выражаясь современным философским языком, есть воинствующий психологизм, ибо «чувство» утверждается здесь в его субъективно-психологическом значении, как сторона духа,
по настойчиво повторяемому
определению Шлейермахера (см. ниже),
а вместе с тем здесь все время говорится о постижении Бога чувством, другими словами, ему приписывается значение гносеологическое, т. е. религиозной интуиции [Только эта двойственность и неясность учения Шлейермахера могла подать повод Франку истолковать «чувство» как религиозную интуицию,
а не «сторону» психики (предисл. XXIX–XXX) и тем онтологизировать психологизмы Шлейермахера,
а представителя субъективизма и имманентизма изобразить пик глашатая «религиозного реализма» (V).],
а именно это-то смещение гносеологического и психологического и определяется теперь как психологизм.
Поскольку содержанию веры свойственно качество объективности, постольку оно получает и атрибут универсальности и всечеловечности — кафоличности [«Кафолический, —
по определению П.
А. Флоренского, — есть всеединый» (Флоренский П.
А. Понятие церкви в Священном Писании
Богословские труды.
Но и такие
определения Божества, как сверхсущностъ, сверхмудростъ, разные словосочетания с υπέρ, излюбленные столь ими злоупотребляющим Ареопагитом, очевидно, суть тоже лишь замаскированные отрицания, «
по звуку это утверждения,
а по смыслу они имеют отрицательное значение». Например, «если кто говорит, что нечто выше сущности, разумеет не то, что оно есть, но что не есть» [De div. nat., lib. I, cap. 14, col. 462.].
Мир и человек обожаются не
по силе тварной божественности своей, но
по силе «благодати», изливающейся в мировое лоно: человек может быть богом, но не
по тварной своей природе,
а лишь «богом
по благодати» (
по известному
определению отцов Церкви).
Интуиция о трансцендентности духа
по отношению ко всем своим
определениям или продуктам лежит и в основе философии творчества у Н.
А. Бердяева (цит. соч.). но и он видит недостаточно различие между образом и Первообразом, между беспредельным творчеством человека на основе софийности и абсолютным божественным творческим актом.
Соединение полов, зачатие и рождение, есть,
по изначальному
определению Божию, норма пола [Об этом с исключительной прозорливостью учит в своей антропологии
А. Н. Шмидт (цит. соч.), которая грешит разве только недостаточным признанием этой нормы для человечества в земном его бытии.].
Неточные совпадения
Кирсанов сказал, что он очень внимательно исследовал больную и совершенно согласен с Карлом Федорычем, что болезнь неизлечима;
а агония в этой болезни — мучительна; да и вообще, каждый лишний час, проживаемый больною, лишний час страдания; поэтому он считает обязанностью консилиума составить
определение, что,
по человеколюбию, следует прекратить страдания больной приемом морфия, от которого она уж не проснулась бы.
Года через два или три, раз вечером сидели у моего отца два товарища
по полку: П. К. Эссен, оренбургский генерал-губернатор, и
А. Н. Бахметев, бывший наместником в Бессарабии, генерал, которому под Бородином оторвало ногу. Комната моя была возле залы, в которой они уселись. Между прочим, мой отец сказал им, что он говорил с князем Юсуповым насчет
определения меня на службу.
Только это был не «кучер»,
а «баба с калачом»,
по местному
определению.
В такие минуты, когда мысль не обсуживает вперед каждого
определения воли,
а единственными пружинами жизни остаются плотские инстинкты, я понимаю, что ребенок,
по неопытности, особенно склонный к такому состоянию, без малейшего колебания и страха, с улыбкой любопытства, раскладывает и раздувает огонь под собственным домом, в котором спят его братья, отец, мать, которых он нежно любит.
— Касательно второго вашего ребенка, — продолжала Александра Григорьевна, — я хотела было писать прямо к графу.
По дружественному нашему знакомству это было бы возможно; но сами согласитесь, что лиц, так высоко поставленных, беспокоить о каком-нибудь
определении в училище ребенка — совестно и неделикатно;
а потому вот вам письмо к лицу, гораздо низшему, но, пожалуй, не менее сильному… Он друг нашего дома, и вы ему прямо можете сказать, что Александра-де Григорьевна непременно велела вам это сделать!