Неточные совпадения
Будучи прагматичной, наука психологична в своем естестве, вся она есть, огромный психологизм, хотя и имеющий
основу в объективной сущности вещей [Ср. характеристику науки в главе о «хозяйственной природе науки» в моей «
Философии хозяйства».].
Догмат нарушает, вернее, не считается с основным требованием логической дискурсии (с такой отчетливостью формулированным Г. Когеном), именно с непрерывностью в мышлении (Kontinuität des Denkens), которая опирается на порождении им своего объекта (reiner Ursprung [Чистое первоначало (или первоисточник) (нем.) — одно из основных понятий в
философии Г. Когена, обозначающее тот или иной исходный элемент, на
основе которого формируется все достояние мышления.
В
основе подлинного философствования лежит особого рода откровение, «умное видение» идей, как это навсегда возвещено о
философии Платоном.
Философии тоже не чуждо своеобразное логическое мифотворчество, и в
основе действительно оригинальных, творческих философских систем всегда лежит — horribile dectu [Страшно произнести (лат.).] — философский миф.
Возвращаясь к нашей исходной проблеме — возможна ли религиозная
философия и как она возможна, — мы должны настойчиво указать, что если действительно в
основе философствования лежит некое «умное ведение», непосредственное, мистически-интуитивное постижение
основ бытия, другими словами, своеобразный философский миф, хотя и не имеющий яркости и красочности религиозного, то всякая подлинная
философия мифична и постольку религиозна, и потому невозможна иррелигиозная, «независимая», «чистая»
философия.
Лишь при исследовании «научных» вопросов
философии, т. е. того, что лежит еще за пределами самого философствования, может казаться, что философствование автономно и независимо от всякой внефилософской окачествованности; в
основе же всегда окажется метафизическая предпосылка, представляющая собой лишь выражение интуитивного мироощущения.
Если иметь в виду эту аксиоматическую или мифическую
основу философствования, то
философию можно назвать критической или идеологической мифологией, и излагать историю
философии надо не как историю саморазвития понятия (по Гегелю), но как историю религиозного самосознания, поскольку оно отражается в критической идеологии.
Ибо если вообще
философия, сколь бы ни казалась она критичной, в
основе своей мифична или догматична, то не может быть никаких оснований принципиально отклонять и определенную религиозно-догматическую
философию, и все возражения основаны на предрассудке о мнимой «чистоте» и «независимости»
философии от предпосылок внефилософского характера, составляющих, однако, истинные темы или мотивы философских систем.
Поэтому-то
философия не исходит из догматов веры, но приходит к ним как подразумеваемым и необходимым
основам философствования [Ср. определение взаимоотношения между верой и «наукой» (под которой он разумеет, в первую очередь,
философию) у Шеллинга: «Вера не должна быть представляема как необоснованное знание; наоборот, следует сказать, что она есть самая обоснованная, ибо она одна имеет то, в чем побеждено всякое сомнение, нечто столь абсолютно позитивное, что отрезывается всякий дальнейший переход к другому.
Притязание неокантианцев на всецелое порождение мышлением объекта мысли (reiner Ursprung [Чистое первоначало (или первоисточник) (нем.) — одно из основных понятий в
философии Г. Когена, обозначающее тот или иной исходный элемент, на
основе которого формируется все достояние мышления.
Мысль рождается не из пустоты самопорождения, ибо человек не Бог и ничего сотворить не может, она рефлектируется из массы переживаний, из опыта, который есть отнюдь не свободно полагаемый, но принудительно данный объект мысли [Эту мысль С. Н. Булгаков впоследствии развил в своей работе «Трагедия
философии» (1920–1921), о которой писал в предисловии: «Внутренняя тема ее — общая и с более ранними моими работами (в частности, «Свет невечерний») — о природе отношений между
философией и религией, или о религиозно-интуитивных отношенях между
философией и религией, или о религиозно-интуитивных
основах всякого философствования.
Эта проблема вполне аналогична проблеме Эккегарта (знакомство с которым определенно чувствуется в соответствующих учениях Беме) [Schwarz (1. с., 553) даже называет Беме, конечно, преувеличенно, «ein Neuschöpfer und geistiger Vollender der Gedanken Eckeharts»127.], именно о возникновении в первоначальном, чистом Ничто одновременно и Бога и мира, или о теологическом «reiner Ursprung» [Чистое первоначало (или первоисточник) (нем.) — одно из основных понятий в
философии Г. Когена, обозначающее тот или иной исходный элемент, на
основе которого формируется все достояние мышления.
Это есть один и тот же акт, ибо тем самым, что создается Земля, ей уже противостоит, являясь умопостигаемой
основой творения, его «архетипом» [Прообраз, идея — термин позднеантичной
философии, введенный в обращение Филоном Александрийским; позднее использован К. Юнгом в психоаналитической психологии.], Небо.
Самого Платона от этого дурного, буддийского аскетизма спасала не только его собственная эротическая
философия, в
основе которой лежал, конечно, глубокий жизненный опыт, но и светлое небо греческой религии, в которой, при всей ее ограниченности, вообще свойственной политеизму, была, однако, глубоко почувствована святость тела.
Народ-художник, умным очам которого открылась нетленная красота тела, не мог окончательно проклясть и осудить тело, а Платон был слишком сыном своего народа и его религии, чтобы совершить такую измену национальному гению эллинства, — он, который умное видение этого мира положил в
основу своей
философии.
Неточные совпадения
— Я думаю, — сказал Константин, — что никакая деятельность не может быть прочна, если она не имеет
основы в личном интересе. Это общая истина, философская, — сказал он, с решительностью повторяя слово философская, как будто желая показать, что он тоже имеет право, как и всякий, говорить о
философии.
Но слова о ничтожестве человека пред грозной силой природы, пред законом смерти не портили настроение Самгина, он знал, что эти слова меньше всего мешают жить их авторам, если авторы физически здоровы. Он знал, что Артур Шопенгауэр, прожив 72 года и доказав, что пессимизм есть
основа религиозного настроения, умер в счастливом убеждении, что его не очень веселая
философия о мире, как «призраке мозга», является «лучшим созданием XIX века».
Все эти свойства России были положены в
основу славянофильской
философии истории и славянофильских общественных идеалов.
Проблема времени, парадокс времени лежит в
основе эсхатологической
философии истории.
Но его учение о свободе, положенное в
основу его
философии и его богословия, возможно было только после учения об автономии, о свободе духа Канта и немецкого идеализма.