Неточные совпадения
«Бог недоступен нашему познанию, разве только по бытию (κατά του είναι); ибо одно только существование (ΰπαρξις), вот то, что мы знаем* о нем,
кроме же существования —
ничего» [Quod. D. s. immut.
Для постижения Существа неисследимого
ничего не остается, следовательно,
кроме собственной Его благодати и откровения Его чрез посредство пребывающего в Его недрах Логоса» [Климент Александрийский.
«Вообще не следует ни думать, ни говорить о преестественном и таинственном божестве (της ύπερουσίας και κρύφιας θεότητος)
ничего,
кроме того, что божественно открыто нам в слове Божием» (De div. nom., I, 1, Migne, III, col. 583).
Ничто, — абсолютное, положительное НЕ, таков итог, к которому приводит путь отрицательного богословия у кардинала Николая Кузанского. Но
кроме этого негативно-трансцендентного аспекта, его богословие имеет и аффирмативно-имманентный, и здесь-то, при диалектическом анализе основных понятий, при исследовании соотношения мира и твари, и обнаруживается поразительная мощь и оригинальность этого мыслителя. Отдельные стороны этого учения настоятельно требуют монографического изучения.
Это есть то
ничто, о котором говорит св. Дионисий, что Бог не есть все то, что можно назвать, понять или охватить: дух при этом совершенно оставляется. И если бы Бог захотел при этом его совершенно уничтожить, и если бы он мог при этом вполне уничтожиться, он сделал бы это из любви к
ничто и потому, что он слился с ним, ибо он не знает
ничего, не любит
ничего, не вкушает
ничего,
кроме единого» [Vom eignen Nichts, Tauler's Predigten. Bd. I, 211.].
Бог не может быть познан
ничем,
кроме как Богом, т. е. Им самим, Его силою, которая зовется св.
Он не имеет ни основания, ни начала, ни места и не обладает
ничем,
кроме себя.
«В вечности, как безосновности, вне (божественной, несозданной) природы не существует
ничто,
кроме тишины без сущности, вечный покой ни с чем не сравнимый (ohne Gleichen), безосновность (Ungrund) без начала и конца.
Итак, ежели мы рассматриваем Его, как неоткрывающего себя самого, то не можем
ничего о Нем сказать,
кроме того, что Он есть вечная единица в простоте.
В сем состоянии не можем мы
ничего о Нем сказать,
кроме что Он единственно Себе самому известен: понеже Он никакой твари, какое бы имя она ни имела, неизвестен иначе, как только как Он открывает себя самого в шаре Вечности, а вне шара и сверх оного, Он есть для всего сотворенного смысла вечное
ничто, цело и совсем скрыт и как бы в своей собственной неисследимой тайне завит и заключен; так что познание наше о Нем вне бездонного шара мира Вечности есть более отрицательно, нежели утвердительно, то есть мы познаем более, что Он не есть, нежели что Он есть».
Бог постижим только в силу и меру своего откровения о Себе: «Видел дух мой с радостным ужасом, что вне пределов сего вечного округа (шара Вечности)
ничего не было, как только бесконечное непостижимое Божество, без цели и пределов, и что вне сего шара Вечности
ничего не можно было о самом Боге ни видеть, ни познавать,
кроме только отрицательного познания, то есть что Он не есть» (гл. V, § 6).
Он хочет и делает в себе самом только одну вещь, именно Он рождает себя в Отце, Сыне и Духе Св., в мудрости своего откровения;
кроме этого единый, безосновный Бог не хочет в себе
ничего и не имеет в себе самом совета о многом.
«После этой жизни нет возрождения: ибо четыре элемента с внешним началом удалены, а в них стояла с своим деланием и творением родительница; после этого времени она не имеет ожидать
ничего иного,
кроме как того, что, когда по окончании этого мира начало это пойдет в эфир, сущность, как было от века, станет снова свободной, она снова получит тело из собственной матери ее качества, ибо тогда пред ней явятся в ее матери все ее дела.
Поэтому «слово прежде неприложимо там, где нет времени, и самые слова их, что «Ты прежде
ничего не творил», не имеют иного значения,
кроме того, что творение Твое не во времени.
Павел дает такое определение языческих богов: «мы знаем, что идолы в мире
ничто и что нет иного Бога,
кроме Единого.
Разумеется, понятно, почему ветхозаветная религия с ее строгим и непреклонным монотеизмом («ягвизмом» [От «Ягве» (или Яхве) — непроизносимое имя единого Бога в иудаизме.]) не могла усмотреть здесь
ничего,
кроме демонолатрии и блуда.
Историческое человечество, по мысли Федорова, не должно
ничего оставлять на дело Сына Человеческого,
кроме благого примера, а христианское откровение о Св.
Но я, зная, что это было больше
ничего кроме искушение, отвечал отрицательно, — за что канцлер ударил меня два раза палкою по спине так больно, что я чуть было не вскрикнул, но удержался, вспомнивши, что это рыцарский обычай при вступлении в высокое звание, потому что в Испании еще и доныне ведутся рыцарские обычаи.
Кроме Любского, затеявшего у себя благородный спектакль, изображенного и выдержанного в совершенстве, кроме Волгина, грубого добряка, попадающего нечаянно в закулисный омут, вовсе ему чуждый и неизвестный, Волгина, который, по моему мнению, своим положением забавнее всех других лиц, — в этой комедии есть характер, задуманный весьма счастливо и выполненный прекрасно: это Посошков, человек умный, страстный любитель театра, сочинитель и актер, чувствующий, понимающий искусство, и только потому смешной и даже глупый, что
ничего кроме искусства не видит и не понимает.
Неточные совпадения
Но перенесемся мыслью за сто лет тому назад, поставим себя на место достославных наших предков, и мы легко поймем тот ужас, который долженствовал обуять их при виде этих вращающихся глаз и этого раскрытого рта, из которого
ничего не выходило,
кроме шипения и какого-то бессмысленного звука, непохожего даже на бой часов.
Но так как Глупов всем изобилует и
ничего,
кроме розог и административных мероприятий, не потребляет, другие же страны, как-то: село Недоедово, деревня Голодаевка и проч., суть совершенно голодные и притом до чрезмерности жадные, то естественно, что торговый баланс всегда склоняется в пользу Глупова.
Покуда шли эти толки, помощник градоначальника не дремал. Он тоже вспомнил о Байбакове и немедленно потянул его к ответу. Некоторое время Байбаков запирался и
ничего,
кроме «знать не знаю, ведать не ведаю», не отвечал, но когда ему предъявили найденные на столе вещественные доказательства и сверх того пообещали полтинник на водку, то вразумился и, будучи грамотным, дал следующее показание:
«Ужасно было видеть, — говорит летописец, — как оные две беспутные девки, от третьей, еще беспутнейшей, друг другу на съедение отданы были! Довольно сказать, что к утру на другой день в клетке
ничего,
кроме смрадных их костей, уже не было!»
Бородавкин чувствовал, как сердце его, капля по капле, переполняется горечью. Он не ел, не пил, а только произносил сквернословия, как бы питая ими свою бодрость. Мысль о горчице казалась до того простою и ясною, что непонимание ее нельзя было истолковать
ничем иным,
кроме злонамеренности. Сознание это было тем мучительнее, чем больше должен был употреблять Бородавкин усилий, чтобы обуздывать порывы страстной натуры своей.