Неточные совпадения
С. 581 750.], говорит о вере как установляющей бытие предмета и скрепляющей собой эмпирические показания и их логическую связь: согласно этому учению, акт веры присутствует в каждом познавательном акте [Эта теория подвергнута разбору проф. А. И. Введенским в его сборнике «Философские этюды» в очерке под заглавием: «
Мистическая теория
познания Соловьева».].
Между тем, строго говоря, между религиозной верой и «
мистическим эмпиризмом» столь же мало общего, как и вообще между верой и
познанием, в составе коего интуиция есть, действительно, совершенно неустранимый элемент.
Для рассудка («чистого разума») такое удостоверение, может быть, и является «
мистическим» и установляется «верою», но это показывает только всю условность и недостаточность отвлеченно-рассудочного понимания
познания, ибо корень
познания жизненно-прагматический, и понятие эмпирии должно уже наперед включать в себя признак действенности, ощупывающей вещи и отличающей идеальности от реальностей (кантовские «талеры» в воображении или в кошельке) [Имеется в виду рассуждение И. Канта в «Критике чистого разума» (Кант И. Соч · · В 6 т. М., 1964.
Религия, которая останавливается на мистицизме и равнодушна к религиозному
познанию, дефектна, она склоняется, с одной стороны, к эвдемонизму, к услаждению своим
мистическим экстазом, а с другой — легко подпадает влиянию какой-либо церковной ортодоксии (в глазах Гартмана — смертный грех).
Мистическое самоуглубление, как и расширение научного или оккультного
познания, само в себе также не содержит ключа к религиозному постижению мира, — и оно нуждается в религиозных аксиомах откровения, лишь чрез них живым светом загораются его богатства.
Неточные совпадения
Невозможно отделить философское
познание от совокупности духовного опыта человека, от его религиозной веры, от его
мистического созерцания, если оно есть у человека.
Мистическое и религиозное
познание не менее общеобязательно и твердо, чем
познание научное и рациональное, потому что растет из недр церковного сознания и церковного разума.
Лосский хочет построить теорию
познания, сделав вид, что он ничего не знает о мире, что эта теория знания может привести как к материализму, так и к
мистической метафизике.
Способ лечения может быть лишь один: отказ от притязаний отвлеченной философии, возврат к
мистическому реализму, т. е. к истокам бытия, к живому питанию, к
познанию как функции целостного процесса жизни.
Мы признаем различные ступени
познания:
познание научное не должно быть смешиваемо с
познанием мистическим, хотя и на научное
познание может быть пролит
мистический свет.