Неточные совпадения
Однако эта противоречивость становится совершенно
естественной, если понять кантовское учение в его надлежащем смысле — не как философему, но как миф или религиозное постижение, ибо в противоречивом с точки зрения спекулятивной
философии определении трансцендентно-имманентного, Ding an sich, именно и выражается самое существо религиозного переживания.
Если сказанное об интуитивных корнях
философии справедливо, постольку можно и должно говорить и о религиозных корнях
философии, а также и об
естественной и неустранимой связи
философии с религией.
Только истина освобождает, и разум, постигший свою природу, свой
естественный догматизм, становится способен понять и оценить надлежащим образом и свою свободу Поэтому критический догматизм религиозной
философии есть, точнее может и должен быть самою свободною и самою критической,
философией.
Павла о
естественном богосознании язычников, ибо
философия есть «языческое»,
естественное, имманентное богосознание и самосознание: «Когда язычники, не имеющие себе закона, по природе законное делают, то, не имея закона, они сами себе закон.
Итак, мы различаем: 1) внефилософское, религиозное мифотворчество; 2) догматику, представляющую внешнюю систематизацию догматов; 3) религиозную
философию как философское творчество на религиозные темы; 4) «общую»
философию, которая представляет собой искание «
естественного», языческого ума, но, конечно, все же оплодотворенное какой-либо интуицией; 5) канон
философии, ее поэтику и технику, куда относятся разные отрасли «научной
философии» (гносеология, логика, феноменология, наукоучение).
Поэтому Бог-Творец не может быть «божеством вообще», которое доступно
философии и «
естественной религии», но имеет конкретные черты — имя и лик.
Перед этой проблемой в
естественном и законном бессилии остановилась античная
философия, как неизбежно останавливается и всякая «чистая
философия», заведомо не занимающаяся мифологизированием.
Неточные совпадения
Историк умственного развития России Щапов, близкий идеям Писарева, считал идеалистическую
философию и эстетику аристократическими и признавал демократическими
естественные науки [А. Щапов. «Социально-педагогические условия умственного развития русского народа».].
Курьез в печальной истории русского просвещения, что министр народного просвещения кн. Ширинский-Шихматов, упразднивший в 50-е годы преподавание
философии, рекламировал
естественные науки, которые представлялись ему политически нейтральными, философские же науки представлялись источником вольномыслия.
Чернышевский был очень ученый человек, он знал все, знал богословие,
философию Гегеля,
естественные науки, историю и был специалистом по политической экономии.
У нигилистов было подозрительное отношение к высокой культуре, но был культ науки, т. е.
естественных наук, от которых ждали решения всех вопросов. Сами нигилисты не сделали никаких научных открытий. Они популяризировали естественно-научную
философию, т. е. в то время материалистическую
философию.
В 60-е годы положение меняется и источником вольномыслия признаются
естественные науки,
философия же источником реакции.