Неточные совпадения
Не говоря уже о многочисленных представителях
слепого, фанатического атеизма, у которых практическое отношение к религии выражается
в ненависти к ней (ecrasez Finfame) [«Раздавите гадину!» (фр.) — слова Вольтера по поводу католической церкви.], здесь
в первую очередь следует назвать представителей немецкого идеализма Фихте (периода Atheismusstreit) [«Спор об атеизме» (нем.) — так называется литературный скандал, разразившийся
в Иене
в 1799 г. по поводу статьи И. Г. Фихте «Об основании нашей веры
в божественное управление
миром», опубликованной
в 1798 г.
в редактируемом Фихте «Философском журнале».
Мировому бытию может быть, далее, приписана некоторая, хотя и ущербленная, реальность, производная от Абсолютного; так стоит дело
в системе статического пантеизма Спинозы, а также и динамического пантеизма Гартмана и Древса:
мир возникает, согласно учению последних, вследствие некоторого «скандала»
в абсолютном, — появления
слепой и бессмысленной воли к бытию, вызвавшей против себя логическую реакцию
в недрах абсолютного, причем для ликвидации этого недоразумения потребовался целый мировой процесс.
Для них возникновение
мира есть следствие
слепого и нелепого акта воли, как бы ошибки Абсолютного, повлекшей за собой мировой процесс и ввергнувшей само Абсолютное
в «трагедию страдающего бога», причем вся эта история имеет закончиться бесследным уничтожением безрезультатного мироздания и новым погружением Абсолютного
в тупой и сонный покой.
Но эта «тьма кромешная», голая потенциальность,
в подполье тварности есть как бы второй центр (лжецентр) бытия, соперничающий с Солнцем
мира, источником полноты его, и для героев подполья он имеет своеобразное притяжение, вызывает
в них иррациональную,
слепую волю к ничто, головокружительное стремление
в бездну, подобное которому ощущается, если смотреть вниз с большой высоты.
Этот замысел мог появиться у такого тварного существа, которое, принадлежа к тварному
миру, по собственному опыту знало силу небытия, ибо ее актуализировало
в себе как зло
слепым бунтовщическим актом.
Неточные совпадения
«Я видел
в приюте
слепых, как ходят эти несчастные, вытянув руки вперед, не зная, куда идти. Но все человечество не есть ли такие же слепцы, не ходят ли они
в мире тоже ощупью?»
Он, как и прежде, стоял
в центре громадного темного
мира. Над ним, вокруг него, всюду протянулась тьма, без конца и пределов: чуткая тонкая организация подымалась, как упруго натянутая струна, навстречу всякому впечатлению, готовая задрожать ответными звуками.
В настроении
слепого заметно сказывалось это чуткое ожидание; ему казалось, что вот-вот эта тьма протянется к нему своими невидимыми руками и тронет
в нем что-то такое, что так томительно дремлет
в душе и ждет пробуждения.
Максим сознательно беспощадною рукой пробил первую брешь
в стене, окружавшей до сих пор
мир слепого. Гулкая, беспокойная первая волна уже хлынула
в пролом, и душевное равновесие юноши дрогнуло под этим первым ударом.
Мир, сверкавший, двигавшийся и звучавший вокруг,
в маленькую головку
слепого проникал главным образом
в форме звуков, и
в эти формы отливались его представления. На лице застывало особенное внимание к звукам: нижняя челюсть слегка оттягивалась вперед на тонкой и удлинившейся шее. Брови приобретали особенную подвижность, а красивые, но неподвижные глаза придавали лицу
слепого какой-то суровый и вместе трогательный отпечаток.
В манере Майзеля держать себя с другими, особенно
в резкой чеканке слов, так и резал глаз старый фронтовик, который привык к
слепому подчинению живой человеческой массы, как сам умел сгибаться
в кольцо перед сильными
мира сего.