Неточные совпадения
Т. 1. С. 103).], если диалектика есть достаточно надежный мост, ведущий
человека к свышечеловеческому бытию, к
абсолютному духу, то очевидно, что мир и есть этот же самый дух, находящийся на соответственных ступенях своего диалектического саморазвития.
Т. 1).], напротив,
человек должен преодолеть свою эмпирическую человечность, совлечь себя, став оком мирового разума,
абсолютного духа, слившись с его самомышлением.
Здесь нет полярности трансцендентного и имманентного, нет места сверхлогическому откровению, сверхзнанию или незнанию меры, ее «docta ignorantia» [Ученое незнание (лат.).] (по выражению Николая Кузанского), здесь нет тайны ни на небе, ни на земле, ибо
человек держит в руках своих начало смыкающейся цепи
абсолютного, точнее, он сам есть ее звено.
А это и значит, что нравственность имеет силу только для
человека в его греховной ограниченности и не имеет
абсолютного значения.
У Юма она имела субъективно-человеческое значение — «быть для
человека», у Беркли получила истолкование как действие Божества в человеческом сознании; у Гегеля она была транспонирована уже на язык божественного бытия: мышление мышления — само
абсолютное, единое в бытии и сознании [К этим общим аргументам следует присоединить и то еще соображение, что если религия есть низшая ступень философского сознания, то она отменяется упраздняется за ненадобностью после высшего ее достижения, и только непоследовательность позволяет Гегелю удерживать религию, соответствующую «представлению», в самостоятельном ее значении, рядом с философией, соответствующей «понятию».
Религия возможна лишь постольку, поскольку трансцендентное Божество, неизреченная и недомыслимая тайна, открывается
человеку и
Абсолютное становится для
человека Богом (ибо, по выражению Ньютона, Deus est vocatio aequivoca [Бог есть призыв равного к равному (лат...
Иначе говоря,
Абсолютное трансцендентное полагает Себя Богом, а следовательно, принимает в Себя различение Бога и мира, и в нем
человека.
Она есть
абсолютное НЕ, имя тайны, недоведомой
человеку.
И в то же время в религии
человек узнает Бога, относительное зрит
Абсолютное, а тем самым и себя находит в
Абсолютном, ибо нет ничего вне
Абсолютного, иначе последнее ограничивалось бы относительным и не было бы
Абсолютным.
Поэтому всякое нечто: бог ли или
человек, небо или ад, ангелы или демоны, — имеет одну природу или сущность, как в системе Спинозы единая
абсолютная субстанция существует в бесконечном множестве атрибутов и модусов.
В недрах своего духа сознает
человек метафизические последствия этого (если можно так выразиться) события в
Абсолютном, сотворения мира Богом, в двойственности своей природы, в своей абсолютно-относительности.
Хотеть себя в собственной самости, замыкать себя в своей тварности как в
абсолютном — значит хотеть подполья и утверждаться на нем [Двойственная и противоречивая природа тварности, сотканная из божественности и ничтожества, не допускает имманентного обожествления
человека, которое составляет отличительную черту антропологии Н. А. Бердяева с ее своеобразным мистическим фейербахианством (см. талантливую и интересную его книгу: «Смысл творчества.
Человек есть одновременно тварь и не-тварь,
абсолютное в относительном и относительное в
абсолютном.
Поэтому
человеку присуще стремление к
абсолютному творчеству, по образу Божию.
Интуиция о трансцендентности духа по отношению ко всем своим определениям или продуктам лежит и в основе философии творчества у Н. А. Бердяева (цит. соч.). но и он видит недостаточно различие между образом и Первообразом, между беспредельным творчеством
человека на основе софийности и
абсолютным божественным творческим актом.
Свою ипостасность, или личность в себе,
человек знает как нечто совершенно
абсолютное, вечное в смысле вневременности, для чего он не может помыслить ни сотворения, ни уничтожения, вообще связать ее с потоком временности.
Учению о Небесном
Человеке, Адаме Кадмоне [Адам Кадмон — «
абсолютное, духовное явление человеческой сущности до начала времен как первообраз для духовного и материального мира, а также для
человека (как эмпирической реальности)» (Мифы народов мира.
Однако ничто относительное не держится на себе самом, но ищет оправдания в
абсолютном; также и звериное начало власти чрез
человека ищет обожествиться, увидеть себя в теократическом свете.
После совершившегося боговоплощения таким всесовершенным всечеловеческим всеорганизмом является Господь Иисус Христос: входя в Церковь, которая есть Тело Его,
человек входит в состав этого
абсолютного организма, по отношению к коему первоначальное мистическое единство Адама-Кадмона является как бы низшей, природной основой.