Неточные совпадения
Как наименее кривая линия совпадает с наиболее прямой, так в Боге совпадают самое великое и самое малое (de docta ignorantia I, 4), бытие и
небытие (ibid., с. 6, de Possest), реальное и идеальное, прошлое, настоящее и будущее в
абсолютном ныне.
В учении об эманации (напр., у Плотина)
небытие, приемлющее эту эманацию, тьма, обступающая свет, остается совершенно пассивна, зеркальна, мертвенна, она составляет лишь некоторый минус, обусловливает ущербное состояние
Абсолютного.
Парменид учит нас, что есть только бытие,
небытия же вовсе не существует; правда, он имел при этом в виду свое неподвижное,
абсолютное Единое, субстанцию мира, которой только и принадлежит бытие, вне же ее ничего нет. В применении к такому понятию
абсолютного, очевидно, не имеет никакого значения идея
небытия. Однако не так просто обстоит это в применении к действию
Абсолютного, к творческому акту, которым оно вызывает к существованию несуществовавшее доселе, т. е.
небытие, творит из ничего.
Да, в
Абсолютном Едином нет места
небытию как укону, — прав мудрый старец.
Но, должны мы тем не менее настойчиво указать, в
Абсолютном нет и бытия, которое соотносительно
небытию, с ним сопряжено, не существует вне
небытия; последнее ведь только и полагается в бытии, на фоне бытия, как его грань.
Поэтому, хотя и прав остается Парменид, что в
Абсолютном, как пребывающем выше бытия, не существует и
небытия, но Бог, полагая относительное, т. е. бытие, косвенно дает бытие и
небытию.
Абсолютный нуль бытия, как одна лишь чистая его возможность без всякой актуализации, остается трансцендентен для твари, которая всегда представляет собой неразложимый сплав бытия и
небытия.
Но можно ли вообще обойтись без бытия
небытия, т. е. без соположения вместе с бытием и
небытия? можно ли полагать бытие вне его относительности, допуская, как говорят,
абсолютное бытие?
Действительно, если устранить из мысли и чувства ничто как основу твари, то различие между
Абсолютным и миром, Творцом и творением, улетучивается, мир сам по себе представляется
абсолютным или, что то же, абсолютность приписывается бытию, которое в действительности соотносительно
небытию, а потому и вообще относительно.
Вся неисходность противоположения единого и всего, заключенная в понятии всеединства, сохраняется до тех пор, пока мы не берем во внимание, что бытие существует в ничто и сопряжено с
небытием, относительно по самой своей природе, и идея
абсолютного бытия принадлежит поэтому к числу философских недоразумений, несмотря на всю свою живучесть.
Абсолютное выше бытия, оно создает бытие, и это создание есть творение из ничего, положение бытия в
небытии [Вопрос этот составлял предмет спора между итальянскими мыслителями Розмини и Джоберти, причем первый определяет Бога именно как
абсолютное бытие, второй же различает сущее и существующее, причем, по формуле Джоберти, сущее творит существующее (ср. В. Эрн.
Однако такая свобода, т. е.
абсолютный произвол (каковой невозможен в теперешней жизни, где свобода и необходимость смешаны неразрывно в жизненном процессе, так же как бытие и
небытие), не имеет в себе устойчивости, как напрягающаяся самость.
Неточные совпадения
Бытие и
небытие, как
абсолютное и относительное, не могут находиться в одной плоскости и ни в каком смысле не могут быть сравниваемы и сопоставляемы.
Зло есть отпадение от
абсолютного бытия, совершенное актом свободы, и переход в сферу призрачного бытия —
небытия, которое ничего не отнимает от божественной полноты и ничем ее не ограничивает, так как в последнем и окончательном — ничтожно.
Логическая же и грамматическая противоположность между
абсолютным и относительным никакого реального соотношения за собою не скрывает.] не есть иное бытие и не есть часть того же бытия, а есть
небытие, в духе
небытия зачалось и пребывает.
Зло находится в сфере относительного, а не Единого
Абсолютного и не второго
Абсолютного, в сфере
небытия, а не бытия, поэтому зло не ограничивает царства
Абсолютного, не обусловливает Божества.
Божество не умаляется в своем могуществе, благости и
абсолютной безмерности оттого, что существует зло, так как относительное и
небытие не могут ограничить
абсолютного бытия, все в себе заключающего.