Неточные совпадения
Бытие и
небытие, как
абсолютное и относительное, не могут находиться в одной плоскости и ни в каком смысле не могут быть сравниваемы и сопоставляемы.
Зло есть отпадение от
абсолютного бытия, совершенное актом свободы, и переход в сферу призрачного бытия —
небытия, которое ничего не отнимает от божественной полноты и ничем ее не ограничивает, так как в последнем и окончательном — ничтожно.
Логическая же и грамматическая противоположность между
абсолютным и относительным никакого реального соотношения за собою не скрывает.] не есть иное бытие и не есть часть того же бытия, а есть
небытие, в духе
небытия зачалось и пребывает.
Зло находится в сфере относительного, а не Единого
Абсолютного и не второго
Абсолютного, в сфере
небытия, а не бытия, поэтому зло не ограничивает царства
Абсолютного, не обусловливает Божества.
Божество не умаляется в своем могуществе, благости и
абсолютной безмерности оттого, что существует зло, так как относительное и
небытие не могут ограничить
абсолютного бытия, все в себе заключающего.
Вся неисходность противоположения единого и всего, заключенная в понятии всеединства, сохраняется до тех пор, пока мы не берем во внимание, что бытие существует в ничто и сопряжено с
небытием, относительно по самой своей природе, и идея
абсолютного бытия принадлежит поэтому к числу философских недоразумений, несмотря на всю свою живучесть.
В учении об эманации (напр., у Плотина)
небытие, приемлющее эту эманацию, тьма, обступающая свет, остается совершенно пассивна, зеркальна, мертвенна, она составляет лишь некоторый минус, обусловливает ущербное состояние
Абсолютного.
Но, должны мы тем не менее настойчиво указать, в
Абсолютном нет и бытия, которое соотносительно
небытию, с ним сопряжено, не существует вне
небытия; последнее ведь только и полагается в бытии, на фоне бытия, как его грань.
Да, в
Абсолютном Едином нет места
небытию как укону, — прав мудрый старец.
Поэтому, хотя и прав остается Парменид, что в
Абсолютном, как пребывающем выше бытия, не существует и
небытия, но Бог, полагая относительное, т. е. бытие, косвенно дает бытие и
небытию.
Парменид учит нас, что есть только бытие,
небытия же вовсе не существует; правда, он имел при этом в виду свое неподвижное,
абсолютное Единое, субстанцию мира, которой только и принадлежит бытие, вне же ее ничего нет. В применении к такому понятию
абсолютного, очевидно, не имеет никакого значения идея
небытия. Однако не так просто обстоит это в применении к действию
Абсолютного, к творческому акту, которым оно вызывает к существованию несуществовавшее доселе, т. е.
небытие, творит из ничего.
Однако такая свобода, т. е.
абсолютный произвол (каковой невозможен в теперешней жизни, где свобода и необходимость смешаны неразрывно в жизненном процессе, так же как бытие и
небытие), не имеет в себе устойчивости, как напрягающаяся самость.
Абсолютный нуль бытия, как одна лишь чистая его возможность без всякой актуализации, остается трансцендентен для твари, которая всегда представляет собой неразложимый сплав бытия и
небытия.
Абсолютное выше бытия, оно создает бытие, и это создание есть творение из ничего, положение бытия в
небытии [Вопрос этот составлял предмет спора между итальянскими мыслителями Розмини и Джоберти, причем первый определяет Бога именно как
абсолютное бытие, второй же различает сущее и существующее, причем, по формуле Джоберти, сущее творит существующее (ср. В. Эрн.
Но можно ли вообще обойтись без бытия
небытия, т. е. без соположения вместе с бытием и
небытия? можно ли полагать бытие вне его относительности, допуская, как говорят,
абсолютное бытие?
Как наименее кривая линия совпадает с наиболее прямой, так в Боге совпадают самое великое и самое малое (de docta ignorantia I, 4), бытие и
небытие (ibid., с. 6, de Possest), реальное и идеальное, прошлое, настоящее и будущее в
абсолютном ныне.
Действительно, если устранить из мысли и чувства ничто как основу твари, то различие между
Абсолютным и миром, Творцом и творением, улетучивается, мир сам по себе представляется
абсолютным или, что то же, абсолютность приписывается бытию, которое в действительности соотносительно
небытию, а потому и вообще относительно.
Отвлеченное
Абсолютное разделяет судьбу отвлеченного бытия, которое ничем не отличается от
небытия.
Окончательная утрата свободы и окончательное рабство возможны лишь в ту эпоху творения, когда было уже откровение
Абсолютного Человека — Христа и когда Антихрист, ложное подобие
Абсолютного Человека, карикатура Его, соблазняет человека своим блаженством
небытия.
Индивидуальность, достигшая
абсолютного отъединения и отчуждения от вселенной, от иерархии живых существ, превратилась бы в
небытие, истребилась бы без остатка.
Этот соблазн
абсолютного равенства ведет к истреблению всех качеств и ценностей, всех возвышений и подъемов, в нем — дух
небытия.