Цитаты со словом «этика»
Область
поиска
«Свет невечерний. Созерцания и умозрения» (Булгаков С. Н., 1917)по всей классике
Еще более аналогичным представляется наш вопрос содержанию «Критики практического разума», которая стремится нащупать рациональный скелет этического переживания или установить логику
этики.
Этика существует только для того, кто хочет быть этичным, но она совершенно не писана для insanitas moralis [Морально невменяемые (лат.).], также как и для святости, т. е. для всех тех, кто находится по ту сторону добра и зла, выше или ниже этики.
Следовательно, трансцендентальная характеристика этического суждения неразрывно связана с фактом
этики, который может рассматриваться и по своей объективной значимости или смыслу, но может трактоваться и как простой психологизм, допускающий для себя лишь причинное или генетическое истолкование.
Очевидно, что если возможно, с известной логической правомерностью, отрицать принудительность
этики, как коренящейся в свободной воле, то уже совершенно естественно подвергать сомнению общезначимую эстетику и объективный характер красоты.
С таким же правом, как относительно науки,
этики и эстетики, может быть поставлена и трансцендентальная проблема религии.
Для того чтобы правомерно поставить этот вопрос в трансцендентальном смысле, не нужно еще предрешать вопроса о характере религии и данном ее содержании; достаточно лишь того, чтобы можно было и относительно религии поставить то же самое если, какое подразумевается относительно науки,
этики, эстетики: если. она есть.
Религия представляет собой настолько универсальный факт человеческой жизни, что просто его отрицать никому невозможно; если и скажут, что религия не может в настоящее время считаться свойственной в одинаковой мере всему человечеству, то ведь не надо забывать, что этот же аргумент еще в большей степени применим к эстетике,
этике, даже науке.
И это потому, что он не видел в религии самостоятельной области духа, и не считал религиозного сознания совершенно особой, самобытной стихией сознания вообще, но рассматривал религию исключительно в плоскости
этики, считая ее как бы музыкой морали и, пожалуй, ее восполнением.
Вне же
этики религия, по Канту, не имеет и не должна иметь особого бытия: независимая от морали религиозность, непосредственное почитание Бога, связанное с положительной религией, неизменно клеймится Кантом как «Abgötterei, Fetischmachen, Afterdienst» [Идолопоклонство, фетишизм, пережиток (нем.).] и под. (см., напр., в Die Religion innerhalb der blossen Vernunft, Reclam, 193 и passim), и лишь ограничение понимания религии рамками чистой морали предохраняет, по его мнению, теологию от превращения в «теософию или демонологию», а «религию — в теургию или идололатрию» (Kritik der Urtheilskraft, Reclam, 358) [Кант И. Соч...
«Спором об атеизме» завершается ранний, так называемый «иенский период» философского творчества Фихте.] и Гегеля, которые одинаково низводят религию с принадлежащего ей места и отдают в подчинение
этике [Мораль и религия образуют абсолютное единство: обе устремлены к сверхъестественному, первая — через образ действий, вторая — через образ мыслей…
Для того чтобы утверждать своеобразную свою природу (а не быть только музыкой
этики, или же незрелым, несовершенным философствованием), религия должна обладать своим особым органом.
И тем самым религия становится независимой от
этики, эстетики, теоретического познания, философии и науки, ибо имеет свою собственную опору, свой собственный орган восприятия.
В религии человеческому духу становится доступно то, чего он не постигает ни в науке, ни в
этике, ни в эстетике (хотя каждая из них в отдельности и может указывать путь к религии, да и действительно это по-своему делает).
Она соответствует чувству прекрасного или способности эстетического суждения в эстетике и нравственной воле в
этике.
Во всех этих определениях бросается в глаза, что религия чувства, основанная на ощущении бесконечного, космического единства, отнюдь не содержит в себе идеи Бога, которая тем не менее постоянно подразумевается Шлейермахером и вводится посредством «т. е.», как в приведенной тираде, причем делается спинозовское уравнение: deus sive natura [Бог или природа (лат.) — выражение из «
Этики» Б. Спинозы.].
См. также: Вышеславцев Б. П.
Этика преображенного Эроса.
Религия дает место
этике и ее обосновывает, но сама не исчерпывается ею и даже не определяется ею (не «ориентируется» по ней).
Но что получается, если перевернуть отношение между религией и моралью вверх ногами и провозгласить, что Добро (в этическом смысле) и есть Бог, иначе говоря, что религия исчерпывается
этикой?
Следует прежде всего заметить, что говорить еще о религии вдобавок к
этике, которая сама себе довлеет, — прибегать к религиозной санкции там, где этическая вполне достаточна, представляется как будто излишним.
Впрочем, это делается не столько ради придания религиозного букета
этике, сколько ради нейтрализации религии.
Этика при этом получает значение совершенно независимой самоцели и самоценности: то, что находится по ту сторону добра и зла, — святость или детскость, теряет всякую ценность, ибо ценно лишь проходящее через этическое сознание, лишь совершаемое ради долга (за это высмеивал Канта еще Шиллер) [].
В этой подмене религии
этикой кроется коварный умысел религиозного имманентизма, именно скрытое отрицание религии.
Этика же превращается в фарисейское законничество, гордое своим ригоризмом и своей дурной бесконечностью, в которой оно как раз и видит проявление безусловности нравственного закона.
Поэтому там, где пути Промысла не совпадают с
этикой, а божественная любовь, безмерно прощающая блудному сыну, не считается с законнической справедливостью, этика неизменно должна ставить свое veto.
По определению Канта, религия есть
этика с той особенностью, что заповеди последней при этом рассматриваются как веления Бога.
Если одни, ссылаясь на автономность
этики, отожествляют с нею религию, то другие, исходя из той же самой автономности, хотят ее сделать от религии совершенно независимой.
Таковы разные построения утилитарной, эволюционной, позитивной
этики.
Возможна ли такая
этика «без санкции и долга»?
Здесь нужно прежде всего сделать строгое различение между
этикой и этосом, или нравственностью и нравами, т. е. воспитанностью, совокупностью полезных и выгодных навыков, известной дрессировкой, которая проводит столь глубокую разницу и между животными — культурными и прирученными.
Ибо, хотя
этика и не покрывает собой религии, но в ней, и только в ней, находит она основу.
Автономная
этика есть или прямое глумление над добром, каковое совершается в утилитаризме, или аффектация и поза, ибо любить этическое «добро», закон, категорический императив можно не ради него самого, а только ради Бога, голос Которого слышим в совести.
Молитвенный пламень этого псалма через тысячи лет с прежней силою зажигает душу. Вот настоящая конкретная религиозная
этика, и перед лицом ее с какою силой чувствуется убожество и безвкусие автономно-этических построений, — этики, притязающей быть религией или желающей обойтись совсем помимо религии. Псалмопевец обличает Канта.
Философия, насколько она себя достойна, проникнута amor Dei intellectualis» [Интеллектуальная (познавательная) любовь к Богу (лат.) — положение Спинозы (
Этика, 4,5, корол. к теореме 32).
Поэтому богословие «more geometrico» [Геометрический метод (лат.) — метод построения «
Этики» Спинозы.], в котором бы все было приведено к рассудочному единству и ясности, наперед возбуждает к себе подозрительность — недаром такие рациональные построения свойственны были именно нерелигиозному веку деизма [Религиозно-философское воззрение, возникшее в эпоху Просвещения, отводившее Богу роль «первого толчка» без всякого дальнейшего вмешательства в земные дела.] и просветительства.
В новой философии сюда наиболее относится учение Спинозы об единой субстанции, «природе которой присуще существование» (
Этика, теор. 7) [«Природе субстанции присуще существование» (Спиноза Б. Избранные произведения.
Разумеется, для человечества, насколько оно живет в плоскости ума, а следовательно, до известной степени обречено на науку и философию, должна иметь силу
этика ума, существует обязанность логической честности, борьбы с умственной ленью, добросовестного преодоления преодолимых трудностей, но религиозно перед человеком ставится еще высшая задача — подняться над умом, стать выше ума, и именно этот путь указуют люди христианского, религиозного подвига [На основании сказанного определяется и наш ответ на вопрос о «преображении разума», поставленный кн.
В настоящей работе основные идеи этого исследования получают дальнейшее развитие и углубление, а также рассматриваются и те вопросы, которые преднамечены были для второй части «Философии хозяйства» (именно
этика и эсхатология хозяйства).
Оно должно быть свободно и от религии (конечно, это не значит — от Бога), и от
этики (хотя и не от Добра).
Свободное от
этики, искусство по своему духу, по своему внутреннему пафосу подлежит суду только мистическому и религиозному.
Эпохи культурного расцвета отмечаются приматом не
этики, а эстетики, артистизм становится в них руководящим жизнеощущением.
Исторически «гуманность» возникает в процессе секуляризации христианской
этики, но, конечно, оторванная от своей основы, она получает характер двусмысленный и даже извращенный, почему и дела ее не могут почитаться безусловным благом (как одно время допускал, по-видимому, Вл. Соловьев [В очерке «Об упадке средневекового мировоззрения»; напротив, в «Трех разговорах» он освобождается от этой точки зрения, ибо героем гуманизма является у него здесь антихрист.]).
Положительная же ориентация христианства в вопросах общественности исчерпывается началами
этики, между тем одна только этика отнюдь не выражает собой религиозного понимания вопроса (как геометрия, имеющая дело только с формою, не удовлетворяет потребности в целостном познании тела).
Да и вообще одна чистая
этика даже и нехарактерна для христианства, — какое же христианство, в самом деле, представляет собой этическая религия Канта?
Разрешение религиозной проблемы в плоскости одной только
этики означало бы лишь бессилие перед нею.
Остается вопрос: какова же религиозная природа этой общественности, в которой
этика видит лишь материал для долга, косный и непросветленный объект для применения категорического императива?
Цитаты из русской классики со словом «этика»
Евангельская
этика основана на бытии, а не на норме, она жизнь предпочитает закону.
Неустанное размышление о расцвете и упадке обществ и культур, резкое преобладание эстетики над
этикой, биологические основы философии истории и социологии, аристократизм, ненависть к либерально-эгалитарному прогрессу и демократии, amor fati — все это черты, роднящие Леонтьева с Ницше.
В чем вечная ценность христианской морали, в чем ценность для грядущей
этики жизни,
этики творческой?
Оно всегда оперировало отвлеченными категориями социологии,
этики или догматики, подчиняло историческую конкретность отвлеченно-социологическим, моральным или догматическим схемам.
В этих спорах я был жестоким спорщиком, я отстаивал существование истины и добра, как идеальных ценностей, не зависящих от классовой борьбы, от социальной среды, т. е. не соглашался на окончательное подчинение философии и
этики классовой революционной борьбе.
Ассоциации к слову «этика»
Предложения со словом «этика»
- Приведённый список норм профессиональной этики является неполным, но при этом обозначает концептуальные основания.
- – К сожалению, с личного телефона мы не отправляем подобную информацию, согласно правилам корпоративной этики.
- Хакеры не ставят под вопрос протестантскую этику как таковую.
- (все предложения)
Сочетаемость слова «этика»
Значение слова «этика»
Э́ТИКА, -и, ж. 1. Философская наука, объектом изучения которой является мораль, нравственность как форма общественного сознания и как вид общественных отношений. Гегелевская этика. Материалистическая этика. (Малый академический словарь, МАС)
Все значения слова ЭТИКА
Афоризмы русских писателей со словом «этика»
Дополнительно