Цитаты со словом «реальный»
Область
поиска
«Свет невечерний. Созерцания и умозрения» (Булгаков С. Н., 1917)по всей классике
Единственным же путем
реального, жизненного познания Бога остается религиозный опыт.
Сначала вопрос этот хотели хулиганизировать, по методу митрополита Антония, газетной презрительной руганью, а затем схватились за более
реальное средство церковного единения — увещания с военной экспедицией и пожарной кишкой.
Квакеры — разновидность протестантизма, основанная английским ремесленником Джорджем Фоксом (1624–1691); квакеры отрицают религиозные обряды, таинства, не признают церковной иерархии и духовенства.] и им подобными представителями сродных им антидогматических и анархических течений в религии), что только
реальное содержание наличного религиозного опыта или личного откровения составляет предмет веры, всякое же предание, письменное или устное, литургическое или обрядовое, как таковое, уже противоречит живой вере.
Принцип иерархизма, который настойчиво выдвигается при этом, имел бы основание лишь в том случае, если бы и Бог входил в ту же иерархию, образуя ее вершину, так что она представляла бы собою
реальную и естественную лестницу восхождения к Богу.
Мир (или миры) для него представляет собой
реальную эволюцию самого божества; божество включено здесь в механизм мира и доступно раскрытию и постижению методическим, закономерным путем, хотя для него требуются иные методы, нежели для изучения, напр., мира микроскопического.
Но это расширение теоретического разума не есть расширение спекуляции, т. е. не дает права делать из этих понятий позитивное употребление в теоретическом отношении (??), так как здесь практический разум делает то, что эти понятия становятся
реальными и действительно получают свои (возможные) объекты.
Однако эти идеи отличаются от мифов тем, что они не только свидетельствуют у Канта о
реальном присутствии или откровении трансцендентного, но содержат в себе даже меньше реальности, чем опытное познание, суть только схемы, теневые следы, не более.
Символизм, по известному определению В. Иванова, идет a realibus ad realiora [От
реального к реальнейшему (лат.; греч.) — лозунг реалистического символизма.
Миф возникает из религиозного переживания, почему и мифотворчество предполагает не отвлеченное напряжение мысли, но некоторый выход из себя в область бытия божественного, некое богодейство, — другими словами, миф имеет теургическое происхождение и теургическое значение [По определению В. С. Соловьева, задача «свободной теургии» — «осуществление человеком божественных сил в самом
реальном бытии природы» (Соловьев В. С. Соч.
Отсюда универсальное значение богослужения, культа во всякой религии, ибо его живая,
реальная символика есть не только средство для упражнения благочестия, но и сердце религии, и око ее, — активное мифотворчество.
Чтобы понять значение культа, нужно принять во внимание его символический реализм, его мифотворческую энергию: для верующих культ не есть совокупность своевольно избранных символов, но совершенно
реальное богодейство, переживаемый миф или мифологизирование действительности.
Никогда нельзя сказать про человека, действительно прикоснувшегося к церковной жизни, что для него догматы суть только учение или рациональные схемы, логические символы, ибо прикосновенность эта именно и означает
реальную встречу Бога с человеком в живом личном опыте, личное мифотворчество.
Если же философии реально доступна не истина, а лишь истинность, теоретическая причастность сверхтеоретической Истине, этим установ‑II ястся не только происхождение ее из греховной расщепленности бытия, но и
реальная связь с этой Истиной, которая открывается в философии и говорит философствующему разуму на языке, ему доступном.
Бог есть всеобщее, может обосновать лишь логическое, идеальное, но не
реальное бытие Божие».] [Ср. там же.
Философия познает Бога существенно как конкретного, как духовную,
реальную всеобщность, которая чужда зависти, но сообщает себя…
В действительности мы знаем, что эта философская дедукция земли и неба совершается посредством фактических позаимствований у эмпирического бытия, которое отнюдь не соглашается быть только понятием [Совершенно справедливо замечает А. Древе в своих примечаниях к гегелевской философии религии: «Гегель отожествляет сознательное бытие не с сознательной стороной бытия (Bewusst-Sein) или идеальным бытием, но непосредственно с
реальным и приходит, таким образом, к чудовищному утверждению, что можно посредством конечного, дискурсивного, сознательного бытия продумать процесс абсолютного, вечного, досознательного и сверхсознательного мышления непосредственно как таковой.
Гегель забывает, что бытие логики обозначает только чистое понятие бытия, а не самое это бытие, что утверждение: «Бог есть всеобщее, может обосновать лишь логическое, а не
реальное понятие Бога» (Anm. 39. S. 419).].
Однако рассудочная невозможность и противоречивость не есть гарантия
реальной невозможности (вера в это была подорвана еще греческой философией: Платоном, Зеноном, — а в новое время Гегелем, который в своей «Логике», как бы ни были велики ее заблуждения, навсегда показал невозможность остановиться на любом из рассудочных определений и проявил при этом даже своеобразный пафос противоречий: der Wiederspruch ist Fortleitende!
Как наименее кривая линия совпадает с наиболее прямой, так в Боге совпадают самое великое и самое малое (de docta ignorantia I, 4), бытие и небытие (ibid., с. 6, de Possest),
реальное и идеальное, прошлое, настоящее и будущее в абсолютном ныне.
Потому и отношения Бога к миру получают
реальный и двусторонний характер: нисхождения для Божества и восхождения для твари.
Нельзя проникнуть в Бога или даже за Бога лишь путем углубления в свое собственное мировое естество (хотя оно и представляет собой «образ и подобие», некую природную икону Божества), без
реальной встречи с премирным Божеством, без Его откровения о Себе.
Оно не допускает
реальной множественности и столь же реальной относительности: для него παν есть лишь видимость или недоразумение, реальность же принадлежит неподвижному, косному, всепожирающему единству εν.
Абсолютное, не теряя абсолютности своей, полагает в себе относительное как самостоятельное бытие —
реальное, живое начало.
Реальное вcеединство тем самым приносится в жертву всепожирающему, абстрактному единству.
Но вместе с тем Бог есть и Творец мира, Он живет и действует в мире, которому в качестве творения Божия принадлежит не модальное или акцидентальное, но вполне
реальное, непризрачное бытие, ибо он реален реальностью своего Творца.
Поэтому теофанический и теогонический характеры мирового процесса не только не исключают, но скорее обусловливают друг друга, потому что теогония и есть
реальная теофания, — рождение предвечно Сущего.
Августина, именно о том, что делал Бог до творения мира, тем самым расширяется в более общий вопрос об отношении Творца к творению или о
реальном присутствии Его во времени, о самоуничижении Тчорца чрез вхождение во временность и как бы совлечение с себя вечности.
Однако, будучи питаемо им, оно имеет подлинное бытие, хотя и не безосновное, ибо основа его в вечности, но все же
реальное и самобытное, ибо здесь действует творческая сила Бога, в ничто воздвигающая мир; в миротворении, в теофании, происходит и теогония.
Эта свобода должна мыслиться со всею реальностью, как и время: если во времени каждый его момент есть окно в вечность, как бы ее точка, то и в становлении чрез свободу мы имеем
реальное касание вечности, рождение для нее.
Актуальность Бога в мире, делающая
реальным время и установляющая времена и сроки мировых свершений, полагает основу истории.
И божественное промышление, раз оно попустило тварную свободу и вступило с нею в
реальное взаимодействие, влияет на мир не с механически предустановленной закономерностью, но творчески, всегда оригинально и в соответствии действию тварной свободы.
Поэтому-то для Божества остается прозрачна и человеческая свобода, открыто будущее, нет в нем разных возможностей, а есть только действительность,
реальные судьбы твари.
София содержит в себе живой и
реальный синтез времени, в котором уже переходятся грани времени (хотя и не временности вообще).
Софийность мира имеет для твари различную степень и глубину: в высшем своем аспекте это — Церковь, Богоматерь, Небесный Иерусалим, Новое Небо и Новая Земля; во внешнем, периферическом действии в космосе она есть универсальная связь мира, одновременно идеальная и
реальная, живое единство идеальности и реальности, мыслимосТи и бытия, которого ищет новейшая спекулятивная философия (Фихте, Шеллинг, Гегель, неокантианство).
Реальное отношение между идеями и первообразами, между родами, видами и индивидами выражается в том, что в идее и общее, и индивидуальное существует как единое, соединяется и родовая личность индивида, и коллективная индивидуальность рода.
Однако в то же время не менее
реальной остается индивидуация, противопоставление отдельных людей, как индивидов, Христу-человечеству в них же.
В этом
реальном единстве и идейной обоснованности всего существующего заключается источник значимости общих понятий, причем их ценность прагматически оправдывается, оказываясь в некотором, хотя бы только косвенном соотношении с действительностью: логика оказывается технична, а техника логична, в чем и заключается основа возможности науки и ее технического приложения, иначе говоря, хозяйственная природа науки.
Ничто получило актуальное бытие и стало Хаосом,
реальным άπειρον, о котором говорят мифологии греков, вавилонян и др. народов.
Они установили добытийную материю, материю материи, но отвергли
реальную матерь бытия, Землю.
И только в тех, в ком человечество имеет своих гениев и посланников, выходит наружу эта скрытая, но всеобщая гениальность, каковая есть наша
реальная, существенная причастность к Софии.
Однако при всей своей блистательности логические схемы, способные вместить весь мир, не могут реально породить ни одной пылинки, не идеальной, но чувственной,
реальной.
Идеальное и
реальное разделимы только в мышлении, но не в действительности.
Хаос в мире идей никогда не обнаруживает себя как таковой, ибо до конца и без остатка разрешается в космос, но вместе с тем он совершенно реален: хаос существует лишь для того, чтобы был возможен
реальный космос.
Эта внутренняя форма, осуществляющаяся в духовном теле, остается недоступной нашему теперешнему опыту, скованному
реальной пространственностью мира.
Однако от этого она не становится трансцендентальной иллюзией, ибо есть
реальное состояние некоей подлинной реальности так же, напр., как не есть иллюзия болезнь в организме, хотя она и не принадлежит к его существу, а есть только его состояние.
Возможность богопознания и богооткровения предполагает уже и известное богобытие, поскольку познание есть некоторое
реальное единение познающего с познаваемым.
Поэтому по существу ее некромантия была обманом, потому что никакого
реального общения с загробным миром в результате ее не получалось, а достигалась лишь одна его видимость (подобно тому, что может быть и при спиритизме).
В таинстве, как теургическом акте, есть
реальное действие и присутствие Бога, это составляет в нем «трансцендентный», безусловно чудесный элемент, который в то же время сочетается с космическою стихией и человеческим естеством.
На Страшном суде человек, поставленный лицом к лицу с Христом и в Нем познавший истинный закон своей жизни, сам сделает в свете этого сознания оценку своей свободе в соответствии тому «подобию», которое создано творчеством его жизни, и сам различит в нем призрачное, субъективное, «психологическое» от подлинного,
реального, онтологического.
Цитаты из русской классики со словом «реальный»
В космос входит и в Божестве пребывает лишь то, что подлинно есть, лишь настоящее бытие, а не фальсификация, не фикция, не кажущееся и иллюзорное бытие, лишь
реальная личность, а не призрак самоутверждающегося «я».
Эта
реальная действительность может быть художественно выражена лишь в символах, она не может быть непосредственно
реально явлена в искусстве.
С этого начинается
реальная нравственная жизнь, т. е. различение нравственных реальностей, жизнь в реальностях, а не в фикциях.
Но экзистенциальная истина в том, что
реальное, существующе сингулярно, общее же не
реально, и это совсем не в том смысле, в каком это утверждают номиналисты, которые представляют лишь обратный полюс объективирующей и абстрагирующей мысли.
Действительности противостоит мечта, и мечта в каком-то смысле
реальнее действительности.
Ассоциации к слову «реальный»
Синонимы к слову «реальный»
Предложения со словом «реальный»
- Критика религии означает только вхождение в мир реальной жизни.
- Единственным препятствием к принятию представителей внеземных цивилизаций является незнание человеком реального мира.
- До сравнительно недавнего времени путешествия на такие расстояния были сопряжены с высокими рисками и вполне реальной угрозой жизни.
- (все предложения)
Сочетаемость слова «реальный»
Что (кто) бывает «реальным»
Значение слова «реальный»
РЕА́ЛЬНЫЙ, -ая, -ое; -лен, -льна, -льно. 1. Существующий на самом деле, действительный, не воображаемый. (Малый академический словарь, МАС)
Все значения слова РЕАЛЬНЫЙ
Афоризмы русских писателей со словом «реальный»
- Чем больше чувствуешь связь с родиной, тем реальнее и охотнее представляешь ее себе как живой организм.
- Не бойтесь никаких соблазнов, никаких искушений, никакой свободы, не только внешней, общественной, но и внутренней, личной, потому что без второй невозможна и первая. Однако бойтесь — рабства и худшего из всех рабств — мещанства и худшего из всех мещанств — хамства, ибо воцарившийся раб и есть хам, а воцарившийся хам и есть черт — уже не старый фантастический, а новый, реальный черт, действительно страшный, страшнее, чем его малюют, — грядущий князь мира сего, Грядущий Хам.
- Мы теперь стараемся все наши идеалы и типы, взятые из жизни, как можно реальнее и правдивее изобразить до самых мельчайших бытовых подробностей, а главное, мы считаем первым условием художественности в изображении данном типа верную передачу его образа выражения, т.е. языка и даже склада речи, которым определяется самый тон роли.
- (все афоризмы русских писателей)
Дополнительно