Цитаты со словом «относительность»
Область
поиска
«Свет невечерний. Созерцания и умозрения» (Булгаков С. Н., 1917)по всей классике
В душе человеческой появляется сознание неабсолютности и внебожественности, а следовательно,
относительности и греховности своего бытия, но одновременно зарождается и стремление освободиться от «мира», преодолеть его в Боге; другими словами, вместе с религиозным самосознанием в человеке родится и чувство зла, вины, греха, отторженности от Бога, а равно и потребность спасения и искупления.
Иначе говоря, мировое бытие внебожественно, пребывает в области относительного, и именно эта внебожественность или
относительность и делает мир миром, противополагая его Божеству.
Акт творения, изводящий мир в бытие, полагающий его внебожественным, в то же время отнюдь не выводит его из божественного лона. Абсолютное полагает в себе относительное бытие или тварь, ничего не теряя в своей абсолютности, но, однако, оставляя относительное в его
относительности. Философское описание интуиции тварности приводит к новой, дальнейшей антиномии: внебожественное в Божестве, относительное в Абсолютном.
Мир как творение получает в своей
относительности реальность и самобытность, противостоит Богу не как призрак, иллюзия или майя, как бы лишь закрывающая Абсолютное от самого себя; он получает свою realitas как дар от Ens realissimum [Реальность, бытие; вещь реальнейшая, Бог (лат.).].
Напротив, одно имманентное самосознание через самоочищение и самоуглубление (эккегартовскую Abgeschiedenheit [Уединенность, уединение (нем.).]) совершенно не способно, так сказать, абсолютизироваться, преодолеть свою
относительность, найти себя в Боге путем как бы самоутопления в Божественном океане и освобождения от всякой майи.
Бог есть также лишь положение или модус абсолютного Ничто, так сказать, абсолютное, обращенное к миру, космическая его ипостась, причем другим таковым же модусом является мир, и эта одинаковая модальность бога и мира, и их в этом смысле единосущность придает им в равной степени, хотя и в разном смысле, характер преходящести,
относительности: «и бог проходит», по классической формуле Эккегарта.
Потому ему столь же присущ характер
относительности и преходящести, как и твари.
С. 29).] (l, 148), эта необычайная по смелости формула выражает именно мысль о неабсолютности,
относительности и даже, если можно так выразиться, о модальности Бога; очевидно, если он не есть последнее, надо стремиться за Него, дальше Него, постараться «Gottes ledig werden, Gottes quitt machen» [Освободиться от Бога, расквитаться с Богом (нем.).] (175), освободиться от Бога: «bitten wir, dass wir Gottes ledig werden» [Мы просим, чтобы мы были свободны от Бога (нем.).] (l, 172).
Оно не допускает реальной множественности и столь же реальной
относительности: для него παν есть лишь видимость или недоразумение, реальность же принадлежит неподвижному, косному, всепожирающему единству εν.
Ε. Η. Трубецкого характер незавершенности, причем он стоит гораздо ближе к Шеллингу (конечно, «Философии откровения»), нежели сам это думает.] —
относительность как таковая.
Абсолютное оставляет ничем не возмущаемый покой абсолютности своей, полагая в себе другой центр, вводя в себя начало
относительности.
Творение есть поэтому и акт безмерного смирения Абсолютного, которое совлекается актуальности своей: любовь-смирение, эта предельная и универсальная добродетель христианства, есть и онтологическая основа творения. Давая в себе место миру с его
относительностью, Абсолютное в любви своей смиряется пред тварью, — воистину неисследимы глубины божественной любви-смирения!
«Мы не можем сказать, что этот мир создан из чего-либо, возникло лишь вожделение из свободного наслаждения, что безосновность, как высшее благо, или сущность, как вечная воля, созерцает в наслаждении (Lust), как в зеркале» (IV, 424, § 7).]; мир есть модус абсолютной субстанции, — на разные лады, но в одинаковом смысле отвечают Дж. Бруно, Спиноза, разных оттенков пантеисты и монисты; следовательно, напрашивается неизбежное заключение — мира нет в его самобытности и
относительности, а существует только Абсолютное.
Этот анализ ставится в связь с учением об
относительности бытия, в силу которой всякое бытие есть в одном отношении бытие, в другом — небытие, что раскрывается при анализе движения и изменения.
За ним можно гнаться, как за своей собственной спиной или тенью, небытие существует для нас только как грань бытия, установляющая его
относительность.
Но можно ли вообще обойтись без бытия небытия, т. е. без соположения вместе с бытием и небытия? можно ли полагать бытие вне его
относительности, допуская, как говорят, абсолютное бытие?
Самостоятельность мира от Бога, его внебожественность или
относительность, установляется именно через ничто как его основу, чрез связанность бытия небытием.
Самое противопоставление свободы и необходимости связано с ограниченностью и
относительностью, свойственной твари.
На ту же
относительность мышления, как и самого ума, определенно и многократно указывают в своих творениях духовные мужи, подвижники Церкви; указания на это же имеются и у мистиков и даже оккультистов.
Речь идет здесь о том, подлежит ли разум, условность и
относительность которого обнаруживается в антиномичности его структуры, благодатному преображению вместе со всем миром?
И сам разум в высшей разумности и софийности своей, в свете Логоса, возвышается над логикой, видит и знает свою условность,
относительность, а стало быть, и смертность.].
Эта двойственность проникает и в собственное сознание язычества, что делает ему присущим трагизм, проистекающий из знания своей неокончательности и
относительности.
Он недооценивает при этом всей условности и
относительности хозяйства, столь существенно связанного с теперешним состоянием мира, с тяготеющим над землею проклятием и с общим «стенанием твари».
Эта лжеэсхатология коренится в неверной оценке хозяйства, в забвении об его условности и
относительности.
Оно знает свою границу и свою
относительность и всегда должно ее ощущать...
Здесь становится ясна вся
относительность социального неравенства перед фактом духовного равенства людей, вот почему даже рабство в век первохристианства не являлось к тому препятствием.
Неточные совпадения
В недрах своего духа сознает человек метафизические последствия этого (если можно так выразиться) события в Абсолютном, сотворения мира Богом, в двойственности своей природы, в своей абсолютно-относительности.
Цитаты из русской классики со словом «относительность»
Тареев прав, когда он настаивает на абсолютности Евангелия и его несоизмеримости с
относительностью природно-исторической жизни.
Огромное значение в изменении взгляда на космический порядок имело также открытие закона
относительности.
В аскезе же есть принцип
относительности человеческого пути, пути методического.
Психологизм и человеческую
относительность в философском познании могут преодолеть лишь те философы, которые признают существование мирового Логоса, соборного Разума, и сознают человека причастным Логосу, родственным Разуму, способным прийти в обладание этим Разумом.
Злое не есть другое Абсолютное и не имеет никакого места в едином Абсолютном; оно относительно и в своей
относительности не соотносительно с Абсолютным, [Абсолютное и относительное потому не могут мыслиться соотносительными в одной плоскости, что этим Абсолютное было бы превращено в относительное.
Ассоциации к слову «относительность»
Синонимы к слову «относительность»
Предложения со словом «относительность»
- Самой вызывающей и непостижимой из всех концепций общей теории относительности является мысль о том, что время – это часть пространства.
- Принцип относительности говорит о том, что нет способа установить, что “движется”, а что “покоится” – платформа или поезд.
- Но относительность времени означает нечто большее, чем просто иная длина дня.
- (все предложения)
Сочетаемость слова «относительность»
Какой бывает «относительность»
Значение слова «относительность»
Афоризмы русских писателей со словом «относительность»
- Нет в мире более чреватого будущими катастрофами преступления, чем распространить на право теорию морально-политической и социальной относительности. Оно — вещь изначальная. Оно входит во все составы нашей личной и государственной жизни. Пало право — и настал 37-й год. Он не мог не настать.
- (все афоризмы русских писателей)
Дополнительно