Цитаты со словом «догматический»
Область
поиска
«Свет невечерний. Созерцания и умозрения» (Булгаков С. Н., 1917)по всей классике
Такое доктринальное предубеждение против самостоятельного трактования сущности религии и эта
догматическая нетерпимость в отношении к религии, конечно, составляют личную особенность Канта и не имеют под собой твердой опоры даже в его собственном философствовании.
Для того чтобы поставить трансцендентальную проблему религии, нужно только не иметь никакой предубежденности, ни метафизической или спекулятивной, ни
догматической, ни эмпирической: нужно смотреть на жизнь открытыми, простыми глазами и уделить всемирно-историческому факту религии то внимание, которое ему естественно принадлежит, даже хотя бы в силу ее распространенности.
«Кажется, впервые за все время существования русской церкви, — писал впоследствии Булгаков, — в недрах ее самой, а не Византии возник серьезный
догматический вопрос, требующий серьезного догматического обсуждения, — о почитании имени Божия.
А потому и предмет веры, — ее
догматическое содержание, — всегда превышает наличный религиозный опыт.
Акт веры, приводящий к рождению догмата, полагающий определенное
догматическое содержание, необходимо притязает на качество объективности или транссубъективности; он всею энергией своей отрицается психологизма или субъективизма.
Католики отнюдь не неправы в том, что не считают остановившимся
догматическое развитие из-за внешнего раскола церквей, — иначе ведь надо было бы признать, что очень легко человеческими дрязгами и ссорами преградить путь действия Духа Святого на Церковь.
Но столь же католически или внешне понимают кафоличность и те их антагонисты, которые считают раскол церквей достаточным основанием прекратить искание
догматической истины под предлогом, что вселенский собор теперь невозможен, а потому можно спать спокойно.
Этим рассуждением я отнюдь не имею в виду подрывать важность и необходимость церковной дисциплины или же одобрять склонность к
догматическому легкомыслию, в которое легко впадает религиозный дилетантизм.
Существующие религии являются как бы готовыми уже системами догматов или своеобразными
догматическими организмами, живущими своей особой жизнью.
Но
догматическая формула есть только приблизительная, притом неизбежно односторонняя, в силу указанного своего происхождения, попытка выразить в понятиях религиозное содержание.
Не
догматическая формула родит догмат, но религиозное содержание, или живой догмат, порождает догматическую формулу (или формулы).
Бог не есть трансцендентное, как многие себе представляют, он есть имманентное, т. е. трансцендентное, ставшее содержанием разума (нем.).] в некоторой
догматической определенности, то, очевидно, должен быть мост, оба мира соединяющий; должны быть письмена, которыми начертываются божественные откровения, и язык, на котором они могут быть высказаны.
Вместе с тем культ есть и средство постоянного
догматического поучения, оживления догматических истин.
Догматическая формула есть попытка высказать содержание религиозного мифа в слове, выразить его в понятиях.
Она определяет ту его внешнюю границу, за которую невозможно отклоняться, но она отнюдь не адекватна догмату, не исчерпывает его содержания, и прежде всего потому, что всякая
догматическая формула, как уже сказано, есть лишь логическая схема, чертеж целостного религиозного переживания, несовершенный его перевод на язык понятий, а затем еще и потому, что, возникая обычно по поводу ереси, — «разделения» (αϊρεσις — разделение), она преследует по преимуществу цели критические и потому имеет иногда даже отрицательный характер: «неслиянно и нераздельно», «одно Божество и три ипостаси», «единица в троице и троица в единице».
Omnis definito est negatio [Всякое определение есть отрицание (лат.) — выражение из письма Спинозы к Яриху Йеллесу от 24 июня 1674 г.] — эта формула Спинозы особенно приложима к догматике, ибо здесь поводом к defenitio чаще всего является negatio, высекающая догматы как искры из камня: количество возможных
догматических определений в христианстве могло бы быть значительно больше тех, которые формулированы на соборах.
Для многих эта заведомая неадекватность категорий разума предмету религии служит мотивом
догматического агностицизма (Кант и его школа).
Но это соображение имело бы силу лишь в том случае, если бы
догматические понятия были непосредственным орудием религиозного познания; для такой цели понятия были бы, конечно, негодным средством.
Его рассудочная критика
догматического богословия неотразима, если признать здесь рассудок высшим судьей, но обращается в прискорбное недоразумение, если эту посылку отвергнуть.
Стремление разума к единству, его «архитектонический» стиль, «схоластические» наклонности (ведь схоластика есть в известном смысле добродетель разума, его добросовестность, — разум и должен быть схоластичен) ведут к тому, что этой
догматической массе придается та или иная, большей частью внешняя, из потребностей педагогических возникающая система: таким образом получается то, что представляют собой «догматические богословия», «системы догматики», «summae theologiae» [«Сумма теологии» — главный трактат Фомы Аквинского, в котором излагаются основы католической теологии.
Другие отвергают догмат во имя религиозного целомудрия: им кажется, что выраженная в
догматической формуле вера не есть уже вера, как и «мысль изреченная есть ложь» [Цитата из стихотворения Ф. И. Тютчева «Silentium!» (1830) (Тютчев Ф. И. Соч...
И эта мыслимость всего сущего, нисколько не противоречащая его недомыслимости, есть имманентная норма жизни духа, и ее не могут нарушить даже и те, кто на словах ее отвергают, ибо и агностицизм всегда есть уже некоторый догматизм, некоторое положительное
догматическое учение о Боге, хотя бы и минимального содержания.
Поэтому малодушному и малосознательному, но по-своему тоже
догматическому адогматизму мы противопоставляем сознательный (и в этом смысле «критический») и принципиальный догматизм.
Объективный, кафолический характер религиозного переживания, отличающий его от музыки одних лишь настроений, от субъективности с ее психологизмом, именно и требует
догматической кристаллизации.
Их положительное значение, которым искупается многовековая, приостанавливающаяся лишь в эпохи упадка религиозной жизни
догматическая борьба, состоит в том, что догматы представляют собой как бы вехи, поставленные по пути правильно идущей религиозной жизни; нормального ее роста.
«Доказательства» бытия Божия, каковы бы они ни были, все от философии и лишь по недоразумению попадают в
догматическое богословие, для которого Бог дан и находится выше или вне доказательств; в философии же, для которой Бог задан как вывод или порождение системы, идея о Нем приводится в связь со всеми идеями учения, существует лишь этой связью.
Дело в том, что у Платона соединены неразрывно, прикрыты одним куполом чистое философствование и
догматическое богословие...
И не находятся ли они сами при этом в известном
догматическом предубеждении?
Первая совершенно лишена философского эроса и quasi-философскими средствами стремится к достижению вовсе не философской, но религиозно-практической цели, почему она не философична, но полемична и прагматична по самому своему существу;
догматическое же богословие вовсе не есть философское исследование догматов, даже если оно и пользуется в своем изложении философией, но есть лишь их инвентаризация.
В
догматической обусловленности философии видят угрозу ее свободе потому, что совершенно ложно понимают, в каком смысле и как даны догматы философу; именно считается, что они навязаны извне, насильственно предписаны кем-то, власть к тому имущим или ее присвоившим.
Раз уже появилась наука с ее методами, было бы противоестественно, если бы она в силу той или иной
догматической предвзятости, клерикальной или атеистической ортодоксии закрыла свои глаза и отвела руки от столь существенной области научного изучения, как феноменология религии.
История
догматических движений в эпоху вселенских соборов.
Догматическая система Григория Нисского.
Догматическая система св. Григория Нисского.
Основной мотив апофатического богословия, трансцендентность Бога твари и недоступность Его тварному сознанию, в дальнейшем своеобразно вплетается в положительное богословие св. Григория Нисского, в его собственную
догматическую систему.
Погружение в трансцендентное дает алогическую мистику, и это даже у столь сильного догматиста, столь яркого представителя именно положительного, катафатического,
догматического богословия, каким был св. Максим.
Открываясь твари, Бог совлекается абсолютной трансцендентности Своей и проявляется в своем действии для твари, в благодати или (пользуясь выражением
догматических споров XIV века) энергии Своей.
Церковь не содержит
догматического определения о том, как именно следует понимать это наитие Св.
[Было бы поучительно произвести внимательнейший анализ, как понимается этот
догматический вопрос в православной литургике, чтобы услышать свидетельство не школьного богословия, но молитвенного сердца, припадающего к Заступнице мира.
При свете христианской веры могут получать справедливую оценку те истины, которые наличествуют в
догматических учениях нехристианских религий, и те черты подлинного благочестия, которые присущи их культу. Но и для такого признания совсем не нужно стремиться во что бы то ни стало устроить какой-то религиозный волапюк или установить междурелигиозное эсперанто.
Основное
догматическое определение это содержит в себе вместе с тем и указания на совершенное единение во Христе абсолютного и относительного, божественного и тварного, «всей полноты Божества» и тварности, Бога и мира.
Подробнее о символах Откровения Иоанна см.: Булгаков С. Н. Апокалипсис Иоанна (Опыт
догматического истолкования).
Однако эта мысль терпит непререкаемое
догматическое отвержение пред лицом верования церкви о действенности молитв за усопших, особенно же возносимых при совершении св.
Его можно понимать не как установление определенного
догматического мнения, которого вообще не существует и до сих пор, но как педагогическую меру церковной дисциплины.].
Неточные совпадения
Религиозные образы, реализующие и выражающие религиозное содержание, представляют собою то, что обычно называют мифом. Мифу в религии принадлежит роль, аналогичная той, какая свойственна понятию или суждению в теоретической философии: от его понимания зависит оценка религиозно-догматического сознания.
Ибо если вообще философия, сколь бы ни казалась она критичной, в основе своей мифична или догматична, то не может быть никаких оснований принципиально отклонять и определенную религиозно-догматическую философию, и все возражения основаны на предрассудке о мнимой «чистоте» и «независимости» философии от предпосылок внефилософского характера, составляющих, однако, истинные темы или мотивы философских систем.
Цитаты из русской классики со словом «догматический»
Но поразительно, что именно самые ортодоксальные
догматические формулы и самые ортодоксальные теологические учения заключают в себе пантеизм, порабощающий человека.
Критической принято называть такую философию, которая строится без всяких онтологических предпосылок,
догматической же принято называть всякую онтологическую философию.
В философии нового времени христианство проникает в мысль, и это выражается в перенесении центральной роли с космоса на человека, в преодолении наивного объективизма и реализма, в признании творческой роли субъекта, в разрыве с
догматическим натурализмом.
Об антропологии св. Григория Нисского см. книгу В. Несмелова «
Догматическая система святого Григория Нисского», с. 357–398.].
Догматическое богословие митрополита Макария, которое Хомяков назвал восхитительно-глупым, выражавшее официальную церковность, было снимком с католической схоластики.
Синонимы к слову «догматический»
Предложения со словом «догматический»
- Система православного догматического богословия – итог всей двухтысячелетней истории христианства.
- На деле это означает запрет на любое отклонение от старого, догматического учения, отказ от всего в цивилизации, что чуждо исламу.
- Помимо чисто догматических споров – мелетианский раскол – в дело вмешались многие привходящие обстоятельства.
- (все предложения)
Сочетаемость слова «догматический»
Что (кто) бывает «догматическим»
Значение слова «догматический»
ДОГМАТИ́ЧЕСКИЙ1, -ая, -ое. 1. Основанный на догмах (в 1 знач.).
ДОГМАТИ́ЧЕСКИЙ2, -ая, -ое. Относящийся к догматике; излагающий догматы (в 1 знач.). Догматическое богословие. (Малый академический словарь, МАС)
Все значения слова ДОГМАТИЧЕСКИЙ
Афоризмы русских писателей со словом «догматический»
- Нравственность — это не свод сухих назиданий, не кодекс сплошных догматических запретов, а совестливое отношение человека к окружающему миру.
- Что язык, ускользая от наивно догматических, упрощенческих требований, всегда подчиняется законам своей внутренней логики, — изощренный, изменчивый, прихотливый язык, вечно обновляющийся и бессмертный,как жизнь.
- (все афоризмы русских писателей)
Дополнительно