Цитаты со словом «греховный»
Область
поиска
«Свет невечерний. Созерцания и умозрения» (Булгаков С. Н., 1917)по всей классике
Но Бог — один, и Его безмерное к нам снисхождение одинаково, и пусть между моей темной,
греховной душой и святою душою пророка лежит великая бездна, но ведь еще неизмеримее та бездна, которая лежит между Богом и всякою тварью, — и, как тварь, ведь и я, и пророки — одно, и Он говорит твари…
Ибо не себя ведь, не темноту свою
греховную сравниваем мы, но виденное по Божественному усмотрению…
Она и сама в этом смысле есть, до известной степени, выражение
греховного отпадения мира от Бога, ущербленного богосознания.
Но нравственность, предполагающая
греховное раздвоение, борьбу добра и зла в человеке, не может иметь безусловного религиозного значения, она есть Ветхий Завет, период подзаконности, который преодолевается (хотя и не отменяется) Новым Заветом, царством благодати [В русской литературе «сравнительный анализ» Ветхого и Нового заветов впервые был произведен митрополитом Иларионом (XI в.) в «Слове о Законе и Благодати».
А это и значит, что нравственность имеет силу только для человека в его
греховной ограниченности и не имеет абсолютного значения.
Трансцендентный Бог, многочастно и многообразно открывающийся человеку, заменяется здесь нравственным законом, соответствующим определенному состоянию
греховного человеческого сознания.
Если же философии реально доступна не истина, а лишь истинность, теоретическая причастность сверхтеоретической Истине, этим установ‑II ястся не только происхождение ее из
греховной расщепленности бытия, но и реальная связь с этой Истиной, которая открывается в философии и говорит философствующему разуму на языке, ему доступном.
Логическое мышление соответствует лишь теперешнему,
греховному, раздробленному состоянию мира и человечества, оно есть болезнь или порождение несовершеннолетия.
Если всякая тварь оригинальна в своей идее и своеобразна в своей свободе, то она сохраняет индивидуальность и в своем
греховном состоянии, т. е. извращает себя на свой особый манер.
Поэтому аскетический мотив учения Платона следует понимать не в смысле метафизического осуждения тела, но как требование практического, религиозно-этического аскетизма, — во имя борьбы с
греховной плотью ради победы духа, приводящей к просветлению и тела.
Моралисты и философы, аскеты и мистики привыкли презирать чувственность, и самое слово получило ассоциации и привкусы, которые нелегко забываются: для одних она есть
греховное, плотское пленение духа, нечто во всяком случае подлежащее преодолению, для других она есть скверная, хотя и неустранимая, примесь, которою загрязняется чистота трансцендентальных или логических схем, необходимый трамплин для мышления, или тот неразложимый осадок, который остается на дне гносеологической реторты и не улетучивается ни от каких идеалистических реактивов.
Отсюда следует, насколько неосновательно лжедуховное презрение к телу и чувственности, для которого наша
греховная плотская чувственность приравнивается чувственности вообще.
И вообще свое
греховное тело мы чувствуем как границу или противоположность духу лишь тогда, когда оно становится непослушным орудием или же овладевает духом через похоть, но не тогда, когда оно верно нам служит.
Земля, как плоть, затемняет, закрывает, противоборствует идее — энтелехии, и этим создается чувство плотяности, как начало
греховное, ограничивающее.
Греховное дело Евы не оказалось непоправимым.
И тем, кто хочет унизить и отвергнуть пол, приходится по-богумильски понимать рождение Спасителя как исхождение «из боку» (через ребро) и отрицать пол в прославленном после воскресения теле Спасителя, допуская коренную
греховную поврежденность Его земного тела.
Не есть ли она и впрямь порождение
греховной чувственности?
Те, кто понимают женщину как чувственность
греховную, погрешают в том, что болезненную порчу чувственности они принимают за ее существо.
Напротив, если чувственность и плоть есть только «явление»,
греховная греза, навеваемая Лилит, тогда ненужной и обременительной становится телесная двуполость, и преодоление косности и греха мира должно выразиться в таком случае прежде всего в исцелении не пола, но от пола, в освобождении от Евы путем ее упразднения, возвращения внутрь Адама.
В теперешнем
греховном состоянии человека это равновесие глубоко нарушено, и ни в чем так не опознается трагика любви, как в искании и ненахождении этого равновесия, так что невольно является соблазн — упростить задачу, отказаться от нее.
Под влиянием естественной горечи от
греховных извращений любви, полового degoüt (который очень мало похож на аскетическое воздержание), ополчаются и на самую любовь, предавая ее проклятиям, и нередко в основе этой вражды к женщине и браку лежит тайный грех против любви и женственности: Крейцерова соната!
Греховный человек не знает этого соединения в его чистоте.
Конечно, и эту сторону жизни имеет в виду великий апостол в своем огненном вопле человеческого бессилия: «В членах моих вижу иной закон, противоборствующий закону ума моего и делающий меня пленником закона
греховного, находящегося в членах моих.
Благодаря этому и
греховное удаление от Бога для него не так глубоко и решительно, как для сатаны и ангелов его.
Это начало религии связано с
греховной ущербленностью богосознания в больном и падшем человечестве.
Порча и растление, при отсутствии смерти, с течением времени овладели бы человеческой жизнью настолько, что никакая праведность не могла бы оградиться от его влияния:
греховному человечеству, наделенному даром бессмертия, угрожало превращение в дьяволов или, по крайней мере, приближение к тому совершенству во зле, которое присуще лишь отцу лжи и его клевретам.
Лишенный благодеяния смерти,
греховный мир, населенный растленным человечеством, гораздо более удовлетворял бы стремлениям сатаны, который мог бы превратить его в болото самодовольной пошлости и ад неисходных терзаний.
В
греховном состоянии человека личное начало есть непроницаемость, в силу которой оно совершенно заполняет собой духовное пространство, и из занятой им точки выталкивается всякая другая личность.
Это ее свойство по существу также не связано с теперешним
греховным состоянием человечества, ибо и в райском своем состоянии человечество имело ту же основу бытия в творческой свободе своей (благодаря чему и явилась возможность грехопадения).
«Проект» есть не только последнее слово экономизма, капитулировавшего перед косностью
греховной плоти, но вместе с тем и первая молитва к Богу о воскресении, первый зов земли к небу о восстании умерших, и радостно думать, что в мире уже был Федоров со своим «проектом».
И даже собственный мрак души самого художника, его
греховная скверна теряют свою соблазняющую силу, пройдя чрез очищающее вдохновение красоты, если только оно, действительно, коснулось его своим крылом.
Но эстетическое мироощущение, артистизм, содержит в себе некую высшую, непреложную, хотя и не самую последнюю, правду жизни, а его полное отсутствие не только составляет уродство и бедность, но и есть признак духовной бескрылости,
греховной ограниченности.
И та и другая сторона могут извращаться
греховной похотью, переходя во властолюбие и раболепство.
Можно предположить лишь две причины навеки пребывающего существования ада: полную неспособность к добру, составляющую естественное последствие
греховной жизни, и упорное, окончательное нехотение добра.
Она способна приобрести ее, лишь перестав быть произволом, т. е. слившись с необходимостью, а это может произойти, когда грешники возненавидят свою
греховную волю и свободно согласуют ее с волей Божественной, всеобщим царством любви и блаженства.
Конечно, искупительные страдания очищают
Греховную скверну, и никому не дано миновать их благого огня, но не всегда и страдание оказывает такое действие, оно может и ожесточать, и, само по себе, перевоплощение бессильно победить ад.
Для каждого человека, знающего свою
греховную скверну, должно быть ясно одно: если адские муки могут миновать всех людей, то его-то уж они не должны миновать, ибо он несомненно заслуживает их пред судом Божественной правды.
Цитаты из русской классики со словом «греховный»
Аще по искушению диавола и впал в пучину
греховную, но до конца дней в правоверии нимало не погрешил, потому и сподобится он грехов отпущения…
Такова этическая установка вовне, в жизни социальной, этическая же установка в глубину, в отношении к жизни духовной, требует духовной свободы от власти собственности над человеческой душой, аскезы в отношении к материальной собственности, преодоления
греховной похоти к материальным благам, недопущения себя до рабства у мира.
Пленница глубоко раскаивалась, что огорчала бога
греховною своею жизнию, что с ранней юности постоянно жила в телесной нечистоте, часто отдавалась то одному мужчине, то другому, что чувствует себя великою грешницей, жившею противно заповедям господним.
Не из злобы, не из корысти, не из
греховной страсти ищем мы погибели этой ни в чем неповинной девушки…
В крайних формах восточной аскезы, для которой человек и мир есть сплошной грех, в кальвинизме с его пафосом могущества и славы Божьей и унижения человека как существа безнадежно
греховного, даже в бартианстве (Бог — все, человек — ничто) мы видим незаметный переход дуализма (трансцендентная бездна между человеком и Богом) в монизм, в пантеизм, основанный не на обоготворении человека и мира, а на унижении человека и мира.
Ассоциации к слову «греховный»
Синонимы к слову «греховный»
Предложения со словом «греховный»
- Падшие духи не до конца лишены прежнего могущества, и могут внушать людям греховные мысли и желания, руководить ими и причинять им боль.
- Прежнюю греховную жизнь омойте слезами искреннего раскаяния.
- Трудно себе представить, чтобы этот человек мог когда-нибудь предаваться греховным страстям, которые так не вяжутся с его теперешней профессией и поведением.
- (все предложения)
Сочетаемость слова «греховный»
Что (кто) бывает «греховным»
Значение слова «греховный»
ГРЕХО́ВНЫЙ, -ая, -ое; -вен, -вна, -вно. Устар. Исполненный грехов (в 1 знач.). Греховная жизнь. Греховные помыслы. (Малый академический словарь, МАС)
Все значения слова ГРЕХОВНЫЙ
Дополнительно