Цитаты со словом «временность»
Область
поиска
«Свет невечерний. Созерцания и умозрения» (Булгаков С. Н., 1917)по всей классике
Ибо понятиями, возникающими в результате применения категории дискурсивного мышления, в предположении пространственности и
временности, здесь условно выражаются сущности мира иного.
Ведь не в собственном смысле называется Он и вечностью, ибо последней противостоит
временность, но Он более, чем вечен, и есть сверхвечность.
Далее, подлежит ли Бог
временности, происходят ли в нем изменения, прибавляется ли что-либо к Его полноте творением мира и мировым процессом?
Тайна тварности проявляется в противоречивом самосознании твари о вечности и
временности своего бытия.
В интуиции
временности ощущается антиномия тварности, — божественного начала, погруженного в ничто и его собой оплодотворившего.
Самое сознание
временности, с его жгучестью и остротой, порождено чувством сверхвременности, не-временности жизни, оно родится лишь при взгляде во время из вечности.
Едва ли чему иному поэты и мудрецы всего мира отдавали столько вдохновений, как воплям и стенаниям
временности.
При этом время может быть различно,
временность получает выражение в конкретных, окачествованных временах: время для ангелов, надо полагать, иное, нежели для людей [«Об этом свидетельствует и блаж.
Разрушительная сила
временности, тленность, может не только получать развитие, но и преодолеваться во времени, сводясь к потенциальности, и тогда время становится тем, чем его считал Платон (в «Тимее»), а именно «некоторым подвижным образом вечности», «είκών δ'επινοεΐ κινητόν τίνα αιώνος νοιήσαι» (37 d) [Ср. перевод С. С. Аверинцева: «движущееся подобие вечности» (Платон.
В этой свободе от
временности, в этой неистребимости раз бывшего заключается и радость бытия, и страх пред вечностью, ее угроза: на «Страшном Суде» ничто не позабудется и не укроется.
Временность выражает собой состояние тварности в разных ее модальностях и принадлежит нашему «трансцендентальному субъекту», выражающему тварное восприятие мира.
Временность должна погаснуть и обессилеть, линия времени слиться в точку, когда «времени больше не будет» [Точнее: «времени уже не будет» (Отк. 11, 6).], как клянется ангел в Апокалипсисе, только так может разрешиться антиномия времени [«Время не предмет, а идея.
Допуская возможность пространственного восприятия времени, мы не видим, однако, здесь учения о метафизической природе
временности в его отношении к вечности.].
И однако
временность как образ тварности содержит в себе неистребимые временем побеги вечности.
Августина, именно о том, что делал Бог до творения мира, тем самым расширяется в более общий вопрос об отношении Творца к творению или о реальном присутствии Его во времени, о самоуничижении Тчорца чрез вхождение во
временность и как бы совлечение с себя вечности.
Признать всю реальность этого вхождения, при котором риза вечности закрывается рубищем
временности, нам повелевают не только отвлеченные соображения, но и конкретное содержание христианской религии.
Если вечность облекается
временностью, то и время оказывается чревато вечностью и рождает ее плод.
Необходимо поэтому принять, что между временем и вечностью есть соотносительность — время обосновывается вечностью; но при этом между ними существует и hiatus, ибо вечность трансцендентна
временности, противится становлению.
Присутствие Бога в твари, вечность во
временности, нужно понимать как теофанию, преломление в призме времени вечно сущего, которое посылает свет и тепло всему, подобно солнцу, само ни в чем не нуждаясь, ничего не принимая и не теряя.
Говорить о какой-либо прибыли для Бога от творения — в том ли смысле, как учит об этом Шеллинг, или в каком-либо ином — значит допускать восполнение вечности временем, т. е. отрицать вечность, а тем самым и
временность.
Бог, оставаясь существом своим (ουσία) превыше мира, творческой силой своей (ενέργεια) присутствует во временном процессе, рождается в нем: на острие меча антиномии держится это соотношение вечности и
временности.
Следовательно, в каком-то смысле и тварь совечна Творцу, как свет соприсущ солнцу, хотя для нее вечность осуществляется во
временности.
Эта ошибка опять-таки проистекает из смешения двух разных порядков идей и состоит в переводе на язык
временности и становления того, что являет собой вечную основу мира, в чем нет прежде и после, нет самого времени.
Мы опять наталкиваемся на антиномию вечности и
временности, и еще с новой стороны.
Своеобразная природа Софии явствует и из ее отношения к
временности.
Применима ли к Софии
временность, — время, как движущийся образ вечности?
С одной стороны, как будто не применима, поскольку
временность неразрывно связана с бытием-небытием, становлением, множественностью, вообще есть проекция вечности в ничто.
Если в Софии отсутствует всякое не, то отсутствует и
временность.
Этим средним положением между временем и вечностью, «μεταξύ», и определяется ее своеобразная метафизическая природа в отношении к
временности и тварности.
Не обладая вечностью по своей природе, София может находиться в плоскости
временности, будучи к ней обращена.
София содержит в себе живой и реальный синтез времени, в котором уже переходятся грани времени (хотя и не
временности вообще).
Преображению может подлежать то, что заслуживает увековечения или бессмертия, поэтому ему не подлежит болезнь, уродство, вообще то, что связано с
временностью и греховностью, — здесь преображение могло бы состоять просто в уничтожении.
Но это не значит, чтобы увековечены были в мире идей эмпирические черты земной жизни Сократа, ибо они принадлежат не вечности, но
временности; они могут быть вековечно запечатлены лишь в едином слитном акте, синтезе времени.].
Это идеальное пространство и образует метафизическую основу той множественности бытия, в которой возникает и
временность и пространственность.
Не могут быть применимы к духовной телесности и формы «трансцендентальной эстетики» [Раздел «Критики чистого разума» И. Канта, в котором анализируются пространство и время как априорные формы чувственного восприятия.], т. е.
временность и пространственность.
Временность связана с развитием, становлением, меональностью и вообще тварностью и неприложима к сверхвременному, в едином акте объемлющему все в абсолютном совершенстве и законченности.
Еще менее, однако, можно мыслить пространственность и
временность вслед за Кантом, идеалистически, как форму восприятия, якобы вовсе не существующую для вещи в себе.
Свою ипостасность, или личность в себе, человек знает как нечто совершенно абсолютное, вечное в смысле вневременности, для чего он не может помыслить ни сотворения, ни уничтожения, вообще связать ее с потоком
временности.
Человек абсолютно не верит
временности своей личности и ее уничтожимости.
Но они свободны от времени и над ним возвышаются; если считать творение связанным с
временностью, то они не созданы.
Духа на апостолов, то становится уже невозможно уклониться от вывода, что
временность, процесс, вводится здесь и в жизнь св.
Этот модус бытия находит свое выражение и во власти
временности, т. е. истории.
В этом смысле можно сказать, что хозяйство существенно исторично, оно связано с
временностью, изменчивостью, присущей всему историческому.
Воскрешение мертвых, поставленное как предельная цель для хозяйственной воли, есть вообще ложная задача, ибо в ней в плоскости
временности ставится то, что находится за временем, по крайней мере этим временем нашего зона.
При этом не надо, однако, забывать, что и
временность имеет свою глубину, тоже входящую в вечность, где время интегрируется, хотя сейчас и непостижимым для нас способом.
И, уж конечно, «вечность» здесь полагается не в противопоставление
временности или ограниченности, но в отличие от нашей временности вообще.
Если же понять здесь «вечность», как она обыкновенно понимается, в смысле дурной бесконечности, то это обозначало бы совсем не вечность, как особое качество, но именно
временность, лишь не имеющую определенного конца.
Но особенно неразумно применять к жизни будущего века категории нашей
временности и таким образом последнюю абсолютизировать.
Цитаты из русской классики со словом «временность»
Пространственность,
временность, материальность, железная закономерность и ограниченность законами логики всего мира, являющегося нам в «опыте», вовсе не есть результат насилия, которое субъект производит над бытием, навязывая ему «свои» категории, это — состояние, в котором находится само бытие.
Но и в этом случае человек, видимо, платит дань внешним условиям и относится к значению лежащего пред ним «вещественного доказательства» его земной
временности, под влиянием обстановки и обстоятельств.
В таком деянии человек вечен во
временности, бесконечен в конечности, представитель рода и самого себя [Над этими выражениями посмеются наши люстихи; не будем так робки, пусть люстихи посмеются; на то они люстихи.
Похоже было на то, что Лаврентий Петрович куда-то очень далеко едет, и все вокруг него носило характер
временности, неприспособленности для долгого житья.
Ассоциации к слову «временность»
Синонимы к слову «временность»
Предложения со словом «временность»
- Ощущение временности призрачной тенью скользило за мной, и что бы я ни делала, по большому счёту было уже не столь важно.
- Когда человек поймёт явление временности в себе, тогда он легко примет закон восхождения.
- Так как тучи быстро возникают и быстро растворяются – это символ временности.
- (все предложения)
Сочетаемость слова «временность»
Значение слова «временность»
Афоризмы русских писателей со словом «временность»
- Временность постоянна — вот что мы ощущаем все отчетливее.
- В разумном, нравственно свободном и страстно энергическом деянии человек достигает действительности своей личности и увековечивает себя в мире событий. В таком деянии человек вечен во временности, бесконечен в конечности, представитель рода и самого себя, живой и сознательный орган своей эпохи.
- Банальнейшая из истин — что имеет начало, имеет и конец — есть самое неприятное правило, по которому до нас жили, мы мучаемся, и после нас, покуда не изведутся люди, будут они страдать, терзаться и друг друга терзать. Осознавшие свою временность и сразу ставшие навеки несчастными существа…
- (все афоризмы русских писателей)
Дополнительно