Цитаты из русской классики со словом «временность»
В интуиции
временности ощущается антиномия тварности, — божественного начала, погруженного в ничто и его собой оплодотворившего.
Пространственность,
временность, материальность, железная закономерность и ограниченность законами логики всего мира, являющегося нам в «опыте», вовсе не есть результат насилия, которое субъект производит над бытием, навязывая ему «свои» категории, это — состояние, в котором находится само бытие.
Но и в этом случае человек, видимо, платит дань внешним условиям и относится к значению лежащего пред ним «вещественного доказательства» его земной
временности, под влиянием обстановки и обстоятельств.
В таком деянии человек вечен во
временности, бесконечен в конечности, представитель рода и самого себя [Над этими выражениями посмеются наши люстихи; не будем так робки, пусть люстихи посмеются; на то они люстихи.
Похоже было на то, что Лаврентий Петрович куда-то очень далеко едет, и все вокруг него носило характер
временности, неприспособленности для долгого житья.
Необходимо поэтому принять, что между временем и вечностью есть соотносительность — время обосновывается вечностью; но при этом между ними существует и hiatus, ибо вечность трансцендентна
временности, противится становлению.
Это идеальное пространство и образует метафизическую основу той множественности бытия, в которой возникает и
временность и пространственность.
Тайна тварности проявляется в противоречивом самосознании твари о вечности и
временности своего бытия.
Этим средним положением между временем и вечностью, «μεταξύ», и определяется ее своеобразная метафизическая природа в отношении к
временности и тварности.
Не могут быть применимы к духовной телесности и формы «трансцендентальной эстетики» [Раздел «Критики чистого разума» И. Канта, в котором анализируются пространство и время как априорные формы чувственного восприятия.], т. е.
временность и пространственность.
Допуская возможность пространственного восприятия времени, мы не видим, однако, здесь учения о метафизической природе
временности в его отношении к вечности.].
Временность связана с развитием, становлением, меональностью и вообще тварностью и неприложима к сверхвременному, в едином акте объемлющему все в абсолютном совершенстве и законченности.
Этот модус бытия находит свое выражение и во власти
временности, т. е. истории.
В этой свободе от
временности, в этой неистребимости раз бывшего заключается и радость бытия, и страх пред вечностью, ее угроза: на «Страшном Суде» ничто не позабудется и не укроется.
Временность выражает собой состояние тварности в разных ее модальностях и принадлежит нашему «трансцендентальному субъекту», выражающему тварное восприятие мира.
Ибо понятиями, возникающими в результате применения категории дискурсивного мышления, в предположении пространственности и
временности, здесь условно выражаются сущности мира иного.
Своеобразная природа Софии явствует и из ее отношения к
временности.
Августина, именно о том, что делал Бог до творения мира, тем самым расширяется в более общий вопрос об отношении Творца к творению или о реальном присутствии Его во времени, о самоуничижении Тчорца чрез вхождение во
временность и как бы совлечение с себя вечности.
Вина делает мир подвластным закономерной необходимости, пространственности и
временности, заключает познающее существо в темницу категорий.
Бог, оставаясь существом своим (ουσία) превыше мира, творческой силой своей (ενέργεια) присутствует во временном процессе, рождается в нем: на острие меча антиномии держится это соотношение вечности и
временности.
Ведь не в собственном смысле называется Он и вечностью, ибо последней противостоит
временность, но Он более, чем вечен, и есть сверхвечность.
Далее, подлежит ли Бог
временности, происходят ли в нем изменения, прибавляется ли что-либо к Его полноте творением мира и мировым процессом?
В этом смысле можно сказать, что хозяйство существенно исторично, оно связано с
временностью, изменчивостью, присущей всему историческому.
С одной стороны, как будто не применима, поскольку
временность неразрывно связана с бытием-небытием, становлением, множественностью, вообще есть проекция вечности в ничто.
Стены нашей тюрьмы, все эти гносеологические категории, давящая нас пространственность,
временность, необходимость, закон тождества воздвигнуты нашим грехом, нашей виной перед Смыслом мира, изменой Отцу.
Признать всю реальность этого вхождения, при котором риза вечности закрывается рубищем
временности, нам повелевают не только отвлеченные соображения, но и конкретное содержание христианской религии.
Самое сознание
временности, с его жгучестью и остротой, порождено чувством сверхвременности, не-временности жизни, оно родится лишь при взгляде во время из вечности.
Разрушительная сила
временности, тленность, может не только получать развитие, но и преодолеваться во времени, сводясь к потенциальности, и тогда время становится тем, чем его считал Платон (в «Тимее»), а именно «некоторым подвижным образом вечности», «είκών δ'επινοεΐ κινητόν τίνα αιώνος νοιήσαι» (37 d) [Ср. перевод С. С. Аверинцева: «движущееся подобие вечности» (Платон.
Если вечность облекается
временностью, то и время оказывается чревато вечностью и рождает ее плод.
Преображению может подлежать то, что заслуживает увековечения или бессмертия, поэтому ему не подлежит болезнь, уродство, вообще то, что связано с
временностью и греховностью, — здесь преображение могло бы состоять просто в уничтожении.
Свою ипостасность, или личность в себе, человек знает как нечто совершенно абсолютное, вечное в смысле вневременности, для чего он не может помыслить ни сотворения, ни уничтожения, вообще связать ее с потоком
временности.
И однако
временность как образ тварности содержит в себе неистребимые временем побеги вечности.
Но это не значит, чтобы увековечены были в мире идей эмпирические черты земной жизни Сократа, ибо они принадлежат не вечности, но
временности; они могут быть вековечно запечатлены лишь в едином слитном акте, синтезе времени.].
Следовательно, в каком-то смысле и тварь совечна Творцу, как свет соприсущ солнцу, хотя для нее вечность осуществляется во
временности.
Применима ли к Софии
временность, — время, как движущийся образ вечности?
Если же понять здесь «вечность», как она обыкновенно понимается, в смысле дурной бесконечности, то это обозначало бы совсем не вечность, как особое качество, но именно
временность, лишь не имеющую определенного конца.
Но особенно неразумно применять к жизни будущего века категории нашей
временности и таким образом последнюю абсолютизировать.
Поэтому
временность есть всеобщая форма бытия, качество тварности [1. Плотин, хотя в своей эманативной системе не знает понятия тварности, тем не менее также считает время свойством низшего, тварного бытия, от него свободна область бытия божественного: «Τοις δε πρώτοις καϊ μακαρίοις ουδέ εφεσίς εστί του μέλλοντος, ήδη γαρ είσι το όλον, και όπερ αύτοίς οίον οφείλεται ζην, εχουσι παν, ώστε ουδέν ζητοΰσι διότι το μέλλον αι5τοΐς ουδέν εστίν οΰδ αρά εκείνο εν ф το μέλλον.
И, уж конечно, «вечность» здесь полагается не в противопоставление
временности или ограниченности, но в отличие от нашей
временности вообще.
Но они свободны от времени и над ним возвышаются; если считать творение связанным с
временностью, то они не созданы.
Мы опять наталкиваемся на антиномию вечности и
временности, и еще с новой стороны.
Не обладая вечностью по своей природе, София может находиться в плоскости
временности, будучи к ней обращена.
Говорить о какой-либо прибыли для Бога от творения — в том ли смысле, как учит об этом Шеллинг, или в каком-либо ином — значит допускать восполнение вечности временем, т. е. отрицать вечность, а тем самым и
временность.
Духа на апостолов, то становится уже невозможно уклониться от вывода, что
временность, процесс, вводится здесь и в жизнь св.
Эта ошибка опять-таки проистекает из смешения двух разных порядков идей и состоит в переводе на язык
временности и становления того, что являет собой вечную основу мира, в чем нет прежде и после, нет самого времени.
Еще менее, однако, можно мыслить пространственность и
временность вслед за Кантом, идеалистически, как форму восприятия, якобы вовсе не существующую для вещи в себе.
Человек абсолютно не верит
временности своей личности и ее уничтожимости.
София содержит в себе живой и реальный синтез времени, в котором уже переходятся грани времени (хотя и не
временности вообще).
Воскрешение мертвых, поставленное как предельная цель для хозяйственной воли, есть вообще ложная задача, ибо в ней в плоскости
временности ставится то, что находится за временем, по крайней мере этим временем нашего зона.
При этом время может быть различно,
временность получает выражение в конкретных, окачествованных временах: время для ангелов, надо полагать, иное, нежели для людей [«Об этом свидетельствует и блаж.
Ассоциации к слову «временность»
Синонимы к слову «временность»
Предложения со словом «временность»
- Ощущение временности призрачной тенью скользило за мной, и что бы я ни делала, по большому счёту было уже не столь важно.
- Когда человек поймёт явление временности в себе, тогда он легко примет закон восхождения.
- Так как тучи быстро возникают и быстро растворяются – это символ временности.
- (все предложения)
Сочетаемость слова «временность»
Значение слова «временность»
Афоризмы русских писателей со словом «временность»
- Временность постоянна — вот что мы ощущаем все отчетливее.
- В разумном, нравственно свободном и страстно энергическом деянии человек достигает действительности своей личности и увековечивает себя в мире событий. В таком деянии человек вечен во временности, бесконечен в конечности, представитель рода и самого себя, живой и сознательный орган своей эпохи.
- Банальнейшая из истин — что имеет начало, имеет и конец — есть самое неприятное правило, по которому до нас жили, мы мучаемся, и после нас, покуда не изведутся люди, будут они страдать, терзаться и друг друга терзать. Осознавшие свою временность и сразу ставшие навеки несчастными существа…
- (все афоризмы русских писателей)
Дополнительно