Цитаты со словом «абсолютность»
Область
поиска
«Свет невечерний. Созерцания и умозрения» (Булгаков С. Н., 1917)по всей классике
Вообще «философия» в отвлеченном, а потому и притязающем на
абсолютность понимания — рационалистический имманешизм в отрыве от цельности религиозного духа, есть специфически германское порождение, корни свои имеющее в протестантизме.
Отсюда начинается возможность определений Бога как имманентно-трансцендентного, выступившего из своей трансцендентности и
абсолютности своей в имманентность и некий дуализм.
Акт творения, изводящий мир в бытие, полагающий его внебожественным, в то же время отнюдь не выводит его из божественного лона. Абсолютное полагает в себе относительное бытие или тварь, ничего не теряя в своей
абсолютности, но, однако, оставляя относительное в его относительности. Философское описание интуиции тварности приводит к новой, дальнейшей антиномии: внебожественное в Божестве, относительное в Абсолютном.
Как мыслить это откровение Тайны, это совлечение
абсолютности Абсолютного, каковым является откровение Абсолютного относительному?
Абсолютное, не теряя
абсолютности своей, полагает в себе относительное как самостоятельное бытие — реальное, живое начало.
Но в себе же находит он столь упругое сознание своей
абсолютности, вечности, божественности, такое несомненное чувствование себя в Боге и в себе Бога, которое не может быть залито океаном времени и угашено в вихрях пространства.
Абсолютное оставляет ничем не возмущаемый покой
абсолютности своей, полагая в себе другой центр, вводя в себя начало относительности.
Оно само становится тем самым своей собственной потенцией (или «меоном»), давая в себе и через себя место относительному, но не утрачивая в то же время и
абсолютности своей.
Творение есть жертва Абсолютного своей
абсолютностью, никем и ничем не вызванная (ибо нет ничего вне Абсолютного) и в этом смысле свободная и беспричинная, рационально не объяснимая.
Действительно, если устранить из мысли и чувства ничто как основу твари, то различие между Абсолютным и миром, Творцом и творением, улетучивается, мир сам по себе представляется абсолютным или, что то же,
абсолютность приписывается бытию, которое в действительности соотносительно небытию, а потому и вообще относительно.
Он есть единство абсолютного и ничто, абсолютное в относительном или относительное в абсолютном; абсолютное приостанавливает, отменяет свою актуальную
абсолютность, делает ее потенциальною, чтобы дать место относительному, которое тем самым приобщается к абсолютному.
Господь Иисус есть Бог, Второе Лицо Пресвятой Троицы, в Нем «обитает вся полнота Божества телесно» [Кол. 2:9.]; как Бог, в
абсолютности Своей Он совершенно трансцендентен миру, премирен, но вместе с тем Он есть совершенный Человек, обладающий всей полнотой тварного, мирового бытия, воистину мирочеловек, — само относительное, причем божество и человечество, таинственным и для ума непостижимым образом, соединены в Нем нераздельно и неслиянно [Это и делает понятной, насколько можно здесь говорить о понятности, всю чудовищную для разума, прямо смеющуюся над рассудочным мышлением парадоксию церковного песнопения: «Во гробе плотски, во аде же с душею, яко Бог, в рай же с разбойником и на престоле сущий со Отцем и Духом, вся исполняя неописанный» (Пасхальные часы).].
Три ипостаси, по Савеллию, — это три различные формы внешнего проявления в мире единого Божества.], необходимо признать, что этим учением он вносит процесс в само Божество и тем самым впадает в противоречие с «собственным утверждением трансцендентности, а потому и
абсолютности Бога.
Шеллинг устраняет тем самым трансцендентность и
абсолютность Божества вне мира и вступает на путь отвергаемого им монизма, динамического миробожия, для которого мир есть становящийся или потенциализирующийся Бог (т. е. оказывается в сродстве с определенно враждебными христианству учениями Гартмана и Древса).
Троица в абсолютной трансцендентности Своей, и к этой полноте и
абсолютности внутритроичной жизни не может ничего ни прибавить, ни убавить миротворение.
Но природа, как внешне проявленная, эмпирическая (natura naturata), так и внутренняя, ноуменальная («ewige Natur», natura naturans) [Природа сотворенная (лат.), «вечная природа» (нем.), природа творящая (лат.) — последнее и первое понятия в системе Спинозы означают соответственно субстанцию и ее порождения.], не исчерпывает и потому не ограничивает Бога, который в
абсолютности и трансцендентности Своей свободен от всякой природы и от всякой закономерности, от всякой физики и истории.
Но будучи нерушимой для твари, она не ограничивает творческой
абсолютности и всемогущества Божия: Бог не есть то или то, ибо Он вообще не есть, будучи превыше всякого естества.
Такая мысль совершенно не мирится с
абсолютностью Божией, поскольку допускает, что и Бог научается чему-то чрез мировой процесс, развивается и зреет в нем.
Абсолютное тем самым делается Богом и из безусловно Абсолютного становится относительно Абсолютным, или Абсолютным для относительного, которое является постольку как бы зеркалом
абсолютности божественной.
Но, с другой стороны, она не есть и Вечность, ибо последняя субстанциально принадлежит только Богу, есть синоним
абсолютности, самосущности, самодовлеемости Его.
Во всяком случае, надлежит самым решительным образом оспаривать у логического идеализма разных оттенков его притязания на
абсолютность в смысле прямой причастности Логосу.
Поэтому
абсолютность в каком-то смысле присуща и Его образу, ею запечатлена природа человека.
Больше того, человек трансцендентен и самому себе во всякой своей эмпирической или психологической данности, во всяком самоопределении, которое оставляет ненарушенным покой его
абсолютности и незамутненной ее глубину.
Именно эта потенциальная
абсолютность человеческого творчества, которая не становится актуальной, и порождает его трагедию, которой человек не испытывает, только погружаясь в самодовольство и духовную лень.
Томление бессильной трансцендентности или неабсолютной
абсолютности может быть утолено лишь подвигом любви — смирения.
Образ Божий осуществляется в человеке не только трансцендентностью его духа, отрицательной
абсолютностью, но и положительной сопричастностью тайне Божества.
Цитаты из русской классики со словом «абсолютность»
С этической точки зрения этатизм, т. е. признание верховности и
абсолютности государства, есть ложный и безнравственный принцип, так же как и коммунизм, окончательно обобществляющий человека и отрицающий личность.
Перенесение
абсолютности в объективную социальную и политическую жизнь есть пленение духовной жизни у исторически относительного и социально-материального.
Эта
абсолютность и духовность не может быть выражена в естественной исторической жизни, которая всегда относительна.
Синонимы к слову «абсолютность»
Предложения со словом «абсолютность»
- Только метафизические предрассудки и слепое вероучение могли в течение веков заставлять верить в абсолютность пространства.
- Мыслителей, выражавших сомнение в абсолютности добра как цели человечества, немало.
- Если использовать критерий абсолютности познания, то целостная индивидуальность, подчиняющаяся одной и той же интегральной закономерности, должна, по-видимому, исключать всякую специфику.
- (все предложения)
Значение слова «абсолютность»
Дополнительно