Неточные совпадения
Требование «научной» веры, замены веры
знанием есть, как мы увидим, отказ от свободы, от свободного избрания и от вольного подвига, требование это унижает
человека, а не возвышает его.
Рационалистический позитивизм есть одна из форм замены веры
знанием, гностицизм и теософия — другая форма того же; первая форма — для
людей, лишенных фантазии и воображения, дорожащих ограничениями
знания, вторая форма — для
людей с фантазией и воображением, дорожащих расширением сферы
знания.
Если вера есть свободный подвиг, то научное
знание есть тяжелый долг труда, возложенный на
человека.
Психологическая противоположность
знания и веры бросается в глаза даже
человеку, не склонному к философскому анализу.
Знание есть доверие к ограниченному, земному кругозору; в акте научного
знания человек стоит на месте, с которого не все видно, виден лишь небольшой кусок.
Природный
человек освобождается путем труда, научное же
знание есть основа этого труда, главное его орудие.
Древний змий соблазнял
людей тем, что они будут как боги, если пойдут за ним; он соблазнял
людей высокой целью, имевшей обличие добра, —
знанием и свободой, богатством и счастьем, соблазнял через женственное начало мира — праматерь Еву.
Если
человек — медиум, через который проходят неотвратимые магические силы, которые можно расколдовать лишь путем особого
знания, то он — лишь пассивная частица магического естества, он не свободен, не активен, не образ и подобие Бога.
Так, у касты ученых, у
людей знания в средних веках, даже до XVII столетия, окруженных грубыми и дикими понятиями, хранилось и святое наследие древнего мира, и воспоминание прошедших деяний, и мысль эпохи; они в тиши работали, боясь гонений, преследований, — и слава после озарила скрытый труд их.
— Объясняю, — резал Петрусь. — Знание ли предмета составило науку, или наука открыла в
человеке знание? Поясняю следующим предложением: человек постиг грамматику и составил ее: ergo, до того не было ее. Каким же образом он постигал ту науку, которой еще не было? Обращаюсь к первому предложению: знание ли от науки или наука от знания?
Суеверие науки состоит в вере в то, что единое, истинное и необходимое для жизни всех
людей знание заключается только в тех, случайно собранных из всей безграничной области знания, знаниях, которые в известное время обратили на себя внимание небольшого числа людей, — тех людей, которые освободили себя от необходимого для жизни труда и потому живут безнравственной и неразумной жизнью.
Как египтянин на все положения, которые ему предлагались жрецами как истина, не смотрел так, как мы теперь смотрим на них, — как на верования, — а как на откровения высшего, доступного
человеку знания, то есть науку, точно так же и теперь наивные люди, не знающие науки, смотрят на всё то, что им выдается теперешними жрецами науки за несомненную истину, — верят в нее.
Неточные совпадения
Стародум. В одном. Отец мой непрестанно мне твердил одно и то же: имей сердце, имей душу, и будешь
человек во всякое время. На все прочее мода: на умы мода, на
знания мода, как на пряжки, на пуговицы.
Третий, артиллерист, напротив, очень понравился Катавасову. Это был скромный, тихий
человек, очевидно преклонявшийся пред
знанием отставного гвардейца и пред геройским самопожертвованием купца и сам о себе ничего не говоривший. Когда Катавасов спросил его, что его побудило ехать в Сербию, он скромно отвечал:
Место это, как и все такие места, требовало таких огромных
знаний и деятельности, которые трудно было соединить в одном
человеке.
Событие рождения сына (он был уверен, что будет сын), которое ему обещали, но в которое он всё-таки не мог верить, — так оно казалось необыкновенно, — представлялось ему с одной стороны столь огромным и потому невозможным счастьем, с другой стороны — столь таинственным событием, что это воображаемое
знание того, что будет, и вследствие того приготовление как к чему-то обыкновенному,
людьми же производимому, казалось ему возмутительно и унизительно.
Только тем, что в такую неправильную семью, как Аннина, не пошла бы хорошая, Дарья Александровна и объяснила себе то, что Анна, с своим
знанием людей, могла взять к своей девочке такую несимпатичную, нереспектабельную Англичанку.