Неточные совпадения
Критицизм, который претендует преодолеть дефекты эмпиризма и рационализма, является такой же
формой рационализма, как и традиционный эмпиризм, так как оперирует с рационализированным
сознанием и рационализированным опытом.
Наше
сознание слишком загипнотизировано философским модернизмом, в котором мельчает мысль [Под модернизмом я имею главным образом в виду новейшие
формы критицизма и позитивизма.] и гибнут великие философские стремления и традиции прошлого.
Что знание не есть нечто отличное от бытия и противоположное ему, а есть само бытие — этот здоровый реалистический тезис очень трудно усвоить себе современному
сознанию, засоренному всеми
формами рационализма; он звучит чем-то наивным и примитивным, досократовским и почти что дофилософским.
Но ветхое религиозное
сознание человечества могло это воспринять лишь в конкретной
форме элементарной и простой драмы с ограниченным числом действующих лиц.
Для христианского
сознания земля и происходящее на ней имеет абсолютное и центральное значение; она не может быть рассматриваема как один из многих миров, как одна из
форм в числе бесконечно многих
форм бытия.
В ней всегда освобождаются подсознательные инстинкты масс, которые сдерживались старыми
формами сознания, пока они были священны для этих масс и соответствовали их верованиям.
Это господствующее в разных
формах сознание говорит, хотя и стыдливо, о сексуальном акте, но совсем молчит о сексуальной любви.
Неточные совпадения
— Гуманизм во всех его
формах всегда был и есть не что иное, как выражение интеллектуалистами
сознания бессилия своего пред лицом народа. Точно так же, как унизительное проклятие пола мы пытаемся прикрыть сладкими стишками, мы хотим прикрыть трагизм нашего одиночества евангелиями от Фурье, Кропоткина, Маркса и других апостолов бессилия и ужаса пред жизнью.
Этот процесс экстериоризации человеческого
сознания в разных
формах происходил на протяжении истории.
Это отчужденное
сознание, опирающееся на подсознательные инстинкты, могло создавать разнообразные, исторические авторитарные
формы, начиная с теократий и абсолютных монархий до якобинской демократии, тоталитарного коммунизма и фашизма в открытых и прикрытых
формах.
Нетерпимость, смягченная
форма фанатизма, есть всегда также сужение
сознания, есть непонимание множественности и индивидуальности жизни.
Когда Марья Алексевна опомнилась у ворот Пажеского корпуса, постигла, что дочь действительно исчезла, вышла замуж и ушла от нее, этот факт явился ее
сознанию в
форме следующего мысленного восклицания: «обокрала!» И всю дорогу она продолжала восклицать мысленно, а иногда и вслух: «обокрала!» Поэтому, задержавшись лишь на несколько минут сообщением скорби своей Феде и Матрене по человеческой слабости, — всякий человек увлекается выражением чувств до того, что забывает в порыве души житейские интересы минуты, — Марья Алексевна пробежала в комнату Верочки, бросилась в ящики туалета, в гардероб, окинула все торопливым взглядом, — нет, кажется, все цело! — и потом принялась поверять это успокоительное впечатление подробным пересмотром.