Неточные совпадения
Но сам же Лосский помогает нам перенести вопрос о дефектах познания на почву онтологическую, увидеть корень
зла в самом бытии, в самой живой действительности, а не в
том, что субъект конструирует объект и
тем умерщвляет в нем жизнь.
Если
зло и страдания жизни, смерть и ужас бытия не являются результатом предмирного преступления богоотступничества, великого греха всего творения, свободного избрания
злого пути, если нет коллективной ответственности всего творения за
зло мира, нет круговой поруки,
то теодицея [Теодицеей называется проблема оправдания Бога, но само это словосочетание вызывает возражение.
Недостаточно человека освободить от внешнего насилия, как
то думает социальная религия наших дней, нужно освободиться человеку от внутреннего
зла, которое и рождает насильственную связанность природы и смертоносный ее распад.
Если
зло не бытие,
то это не значит, что
зла нет.
Вне сферы абсолютного бытия никакое иное бытие, относительное и
злое, не может быть осознано как в какой бы
то ни было мере ему равносильное и противопоставимое.
Зло есть
то нарушение иерархической соподчиненности, после которого первый в небесной, ангельской иерархии становится сатаной, диаволом.
Зло не есть особая, самобытная стихия, противостоящая стихии добра, как
то думает дуалистическое сознание.
Безрелигиозное сознание мысленно исправляет дело Божье и хвастает, что могло бы лучше сделать, что Богу следовало бы насильственно создать космос, сотворить людей неспособными к
злу, сразу привести бытие в
то совершенное состояние, при котором не было бы страдания и смерти, а людей привлекало бы лишь добро.
Те, что отвергают Бога на
том основании, что
зло существует в мире, хотят насилия и принуждения в добре, лишают человека высшего достоинства.
Если начальным в мировой истории была свобода выбора добра и
зла,
то конечным будет свобода утверждения добра, так как
зло будет сознано как окончательное рабство.
В глубине творения зародился грех, черты творения исказились
злом, не осуществилась в нем совершенная идея Бога, нет в нем
той любви к Богу, которая только и делает бытие полным и содержательным.
Смысл мировой истории не в благополучном устроении, не в укреплении этого мира на веки веков, не в достижении
того совершенства, которое сделало бы этот мир не имеющим конца во времени, а в приведении этого мира к концу, в обострении мировой трагедии, в освобождении
тех человеческих сил, которые призваны совершить окончательный выбор между двумя царствами, между добром и
злом (в религиозном смысле слова).
Если самообожествление человеческой природы было источником
зла,
то обожение человеческой природы будет победой над
злом, исходом, спасением.
Вся языческая полнота жизни, так соблазняющая многих и в наше время, не есть
зло и не подлежит уничтожению; все это богатство бытия должно быть завоевано окончательно, и недостаточность и ложь язычества в
том и заключалась, что оно не могло отвоевать и утвердить бытие, что закон тления губил мир и язычество беспомощно перед ним останавливалось.
Страдание людей есть знак
того, что было совершено преступление, и освобождение от страдания может быть лишь результатом искупления греха, творческой победы над
злом.
Христос принял на себя все страдания мира — последствия греха, чтобы победить их в корне, искупить грех и
тем сделать
зло бессильным над судьбой мира и человека.
Нельзя ответственность за страдание и
зло возлагать на других, на внешние силы, на власть, на социальные неравенства, на
те или иные классы: ответственны мы сами, как свободные сыны; наша греховность и наше творческое бессилие порождают дурную власть и социальные несправедливости, и ничто не улучшается от одной внешней перемены власти и условий жизни.
Гибнет окончательно и безвозвратно каждое существо по своей вине, и эгоизм страдания
тех, которые предпочли небытие, избрали себе
зло, не может, не должен стоять на пути к спасению.
Но если бы мы увидели
того, кто окончательно и бесповоротно избрал путь
зла,
то он не мог бы уже вызвать к себе никакого сострадания.
Христианство, как и всякая настоящая вера, — исключительна и нетерпима к
тому, что считает
злом, заблуждением и пустотой.
То будет не христианское государство, не теократическое государство, что внутренне порочно, а теократия, т. е. преображение царства природного и человеческого, основанного на принуждении, так как
зло лежит внутри его, в Царство Божье, основанное на свободе, так как
зло побеждено в нем.
Неточные совпадения
А есть еще губитель-тать // Четвертый,
злей татарина, // Так
тот и не поделится, // Все слопает один!
Имею повеление объехать здешний округ; а притом, из собственного подвига сердца моего, не оставляю замечать
тех злонравных невежд, которые, имея над людьми своими полную власть, употребляют ее во
зло бесчеловечно.
Стародум. Дурное расположение людей, не достойных почтения, не должно быть огорчительно. Знай, что
зла никогда не желают
тем, кого презирают; а обыкновенно желают
зла тем, кто имеет право презирать. Люди не одному богатству, не одной знатности завидуют: и добродетель также своих завистников имеет.
Софья. Все мое старание употреблю заслужить доброе мнение людей достойных. Да как мне избежать, чтоб
те, которые увидят, как от них я удаляюсь, не стали на меня злобиться? Не можно ль, дядюшка, найти такое средство, чтоб мне никто на свете
зла не пожелал?
Громада разошлась спокойно, но бригадир крепко задумался. Видит и сам, что Аленка всему
злу заводчица, а расстаться с ней не может. Послал за батюшкой, думая в беседе с ним найти утешение, но
тот еще больше обеспокоил, рассказавши историю об Ахаве и Иезавели.