Лишь рационалистическое рассечение целостного человеческого существа может привести к утверждению самодовлеющей теоретической ценности знания, но для познающего, как для существа живого и целостного, не рационализированного, ясно, что познание имеет прежде всего практическую (не в утилитарном, конечно,
смысле слова) ценность, что познание есть функция жизни, что возможность брачного познания основана на тождестве субъекта и объекта, на раскрытии того же разума и той же бесконечной жизни в бытии, что и в познающем.
Когда я говорю с братом по духу, у которого есть та же вера, что и у меня, мы не уславливаемся о
смысле слов и не разделены словами, для нас слова наполнены тем же реальным содержанием и смыслом, в наших словах живет Логос.
Смысл мировой истории не в благополучном устроении, не в укреплении этого мира на веки веков, не в достижении того совершенства, которое сделало бы этот мир не имеющим конца во времени, а в приведении этого мира к концу, в обострении мировой трагедии, в освобождении тех человеческих сил, которые призваны совершить окончательный выбор между двумя царствами, между добром и злом (в религиозном
смысле слова).
Неточные совпадения
Последним подлинно верующим был Гегель, быть может, величайший из философов в собственном
смысле этого
слова.
Гностики и теософы лучше метафизиков и философов, поскольку они требуют посвящения для религиозного раскрытия истины, но и они «интеллигенты-отщепенцы» в мировом
смысле этого
слова, оторванные от корней, живущие гипертрофией интеллекта, безблагодатные.
Современное либеральное (в широком
смысле этого
слова) сознание не отрицает веры, но видит в вере произвольное, субъективное, необязательное прибавление душевной жизни и только знанию придает объективное и общеобязательное значение.
Само собою разумеется, что
слово «видимый» и «невидимый» нужно понимать всеобъемлюще, не в
смысле зрительного восприятия и не в
смысле внешнего восприятия, а в
смысле принудительной данности или отсутствия принудительной данности.
Особенно труден стал язык с тех пор, как реальный
смысл, реальное содержание
слов почти утеряно, значение
слов стало номинальным.
Мы все уславливаемся, что значат
слова, непосредственный
смысл которых утерян.
Но божественное
Слово было изреченностью
смысла мира, и не было оно ложью.
О, тогда поймут друг друга, тогда все
слова будут полны реального содержания и
смысла.
Для одних сочетание
слов есть рациональное суждение, дискурсивное мышление, для других то же сочетание
слов есть интуиция, сочетание, полное реального
смысла.
Разрубить этот узел — значит радикально порвать с номинализмом
слов, вернуть
словам их реальное, онтологическое содержание и
смысл.
Если отдаться исключительно власти формально-рассудочного начала, то мы фатально попадаем в царство номинализма
слов,
слов, лишенных реального
смысла, форм, лишенных реального содержания.
Переживание есть полнота опыта — вот единственный
смысл этого
слова.
Рационалистической отвлеченностью страдает не только рационализм в собственном
смысле этого
слова, докантовский рационализм Декарта, Спинозы и Лейбница, послекантовский рационализм Гегеля, но нисколько не в меньшей степени и сам Кант, и Юм, и вся критическая философия.
Эта идея положительного бытия [
Слово бытие я здесь все время употребляю не в общем и отвлеченном
смысле, а в метафизическом
смысле истинно-сущего.
Логос,
Смысл творения,
Слово было в начале,
Слово это было в Боге и
Слово было Богом.
Во всяком революционном «максимализме» (в широком
смысле этого
слова) есть бессознательный хилиазм, ложное религиозное ожидание.
Нести крест значит не роптать против Бога, смиряться, а смиряться в высшем
смысле этого
слова значит активно противиться власти зла, не подчиняться искушениям злобы.
Насильственно удерживать в церкви или насильственно вводить в церковь — вот
слова, лишенные всякого
смысла и значения.
Грубым заблуждением было бы думать, что Церковь мистическая есть исключительно Церковь духовная и невидимая, в протестантском
смысле этого
слова.
И всякое подлинное мистическое мирочувствие связано с Эросом, мистическое восприятие мира есть в высшем
смысле этого
слова эротическое восприятие.
Церковь для нас не есть церковь поместная, национальная, не есть даже церковь православная в историческом
смысле этого
слова, но Церковь Вселенская, католическая, Церковь космическая, хотя и неразрывно связанная с священным преданием, священством и таинствами.
Книги Гюисманса — не романы, ни в старом, ни в новом
смысле этого
слова.
Рационалистический дух, убивающий мистику и символику христианства, создает культуру, обедненную, оскопленную, иссушенную, аскетическую в дурном
смысле этого
слова.
И этак проводил время, один-одинешенек в целом <мире>, [В угловых скобках даются отсутствующие в рукописи, но необходимые по
смыслу слова.] молодой тридцатидвухлетний человек, сидень сиднем, в халате, без галстука.
— Кукшина, Eudoxie, Евдоксия Кукшина. Это замечательная натура, émancipée [Свободная от предрассудков (фр.).] в истинном
смысле слова, передовая женщина. Знаете ли что? Пойдемте теперь к ней все вместе. Она живет отсюда в двух шагах. Мы там позавтракаем. Ведь вы еще не завтракали?
Он так торжественно дал слово работать над собой, быть другом в простом
смысле слова. Взял две недели сроку! Боже! что делать! какую глупую муку нажил, без любви, без страсти: только одни какие-то добровольные страдания, без наслаждений! И вдруг окажется, что он, небрежный, свободный и гордый (он думал, что он гордый!), любит ее, что даже у него это и «по роже видно», как по-своему, цинически заметил это проницательная шельма, Марк!
Неточные совпадения
Одним
словом, произошло то, что всегда случается, когда просвещение слишком рано приходит к народам младенческим и в гражданском
смысле незрелым.
Нет резона драться, но нет резона и не драться; в результате виднеется лишь печальная тавтология, [Тавтоло́гия — повторение того же самого другими
словами, ничего по
смыслу не прибавляющее, а потому лишнее.] в которой оплеуха объясняется оплеухою.
Угрюм-Бурчеев был прохвост в полном
смысле этого
слова.
Глуповцы ужаснулись. Припомнили генеральное сечение ямщиков, и вдруг всех озарила мысль: а ну, как он этаким манером целый город выпорет! Потом стали соображать, какой
смысл следует придавать
слову «не потерплю!» — наконец прибегли к истории Глупова, стали отыскивать в ней примеры спасительной градоначальнической строгости, нашли разнообразие изумительное, но ни до чего подходящего все-таки не доискались.
Левин не отвечал. Сказанное ими в разговоре
слово о том, что он действует справедливо только в отрицательном
смысле, занимало его. «Неужели только отрицательно можно быть справедливым?» спрашивал он себя.