Неточные совпадения
Религиозная философия должна победить и гносеологическую схоластику, и теологическую схоластику, т. е.
дух жизни должен победить всякий отвлеченный рационализм.
Полная и цельная жизнь
духа и есть жизнь
религиозная, и потому гносеология требует
религиозного оправдания — не теологического, как и не метафизического, а
религиозного, т. е. жизненного.
Только смирение гностико-рационалистической гордыни рождает
религиозный гнозис как зрелый плод
религиозной жизни, цельной жизни
духа.
Глубокая и неискоренимая противоположность существует между философским рационализмом и
религиозным реализмом: философский рационализм не выходит из круга идей, мышления, интеллектуальности, рассудочности,
религиозный реализм живет в царстве бытия, реальностей, целостной жизни
духа.
Возложить на Творца ответственность за зло творения есть величайший из соблазнов
духа зла, отравляющий источники
религиозной жизни.
[Этим я лишь отрицаю
религиозный дуализм, который разрывает мир на добрый
дух и злую плоть.
Но о Перво-Божестве ничего не может быть сказано, оно невыразимо, отношение к нему уже сверхрелигиозно, само
религиозное отношение исчезает там, где прекращается драма действующих лиц, драма Отца, Сына и
Духа и всех лиц творения.
Наступают времена такой тоски
духа, такого томления по
религиозному разрешению противоречий жизни, что неизбежно что-то должно начаться.
Звонарь Gévingey —
религиозный энтузиаст, он последователь Иоахима из Флориды, средневекового пророка Вечного Евангелия и Третьего Закона
Духа.
И с иконоборческим
духом должно бороться не только во имя веры, но и во имя культуры, не только во имя
религиозной мистики, но и во имя культурной символики.
Вот почему исследования Гюисманса о литургике, о готике, о
религиозной символике связаны с самым существом культуры, в них чувствуется
дух великой, не измельчавшей и не оскопленной культуры.
Вообще «философия» в отвлеченном, а потому и притязающем на абсолютность понимания — рационалистический имманешизм в отрыве от цельности
религиозного духа, есть специфически германское порождение, корни свои имеющее в протестантизме.
Быть может, более соответствует его высокому
религиозному духу такая мысль: воскресение мертвых есть акт богочеловеческий, требующий соединения божественной благодати и человеческого действия, и, признавая вполне божественную сторону воскрешения, человек должен проявить в нем участие своим встречным усилием, собственным стремлением к воскрешению.
Такова предельная интуиция религиозного самосознания и исходная аксиома веры, которая приемлется или отвергается в глубочайших недрах целостного
религиозного духа до всякой рефлексии и ранее всякой философии; последняя лишь выявляет и осуществляет разные возможности, заложенные в уже принятом решении, дает ему философскую транскрипцию.
Он сумеет придать им этот характер нравственной пользы, этот
религиозный дух, который возвысит и очистит человека, вместо того чтобы развратить его и погрузить в мир материальный, без будущности и без совершенствования».
Неточные совпадения
— «…Иуда, удавивший в
духе своем все святое, нравственно чистое и нравственно благородное, повесивший себя, как самоубийца лютый, на сухой ветке возгордившегося ума и развращенного таланта, нравственно сгнивший до мозга костей и своим возмутительным нравственно-религиозным злосмрадием заражающий всю жизненную атмосферу нашего интеллигентного общества!
— Разрыв дан именно по этой линии, — кричал Пыльников. — Отказываемся мы от культуры
духа, построенной на
религиозной, христианской основе, в пользу культуры, насквозь материалистической, варварской, — отказываемся или нет?
— Вот, например, англичане: студенты у них не бунтуют, и вообще они — живут без фантазии, не бредят, потому что у них — спорт. Мы на Западе плохое — хватаем, а хорошего — не видим. Для народа нужно чаще устраивать
религиозные процессии, крестные хода. Папизм — чем крепок? Именно — этими зрелищами, театральностью. Народ постигает религию глазом, через материальное. Поклонение богу в
духе проповедуется тысячу девятьсот лет, но мы видим, что пользы в этом мало, только секты расплодились.
— «Западный буржуа беднее русского интеллигента нравственными идеями, но зато его идеи во многом превышают его эмоциональный строй, а главное — он живет сравнительно цельной духовной жизнью». Ну, это уже какая-то поповщинка! «Свойства русского национального
духа указуют на то, что мы призваны творить в области
религиозной философии». Вот те раз! Это уже — слепота. Должно быть, Бердяев придумал.
Но и тут и там господствует более нравственно-философский, нежели
религиозный,
дух и совершенное равнодушие и того и другого народа к религии.