Наука вообще, в частности
историческая науки, дает превосходные исследования о религии, о мистике, о Пифагоре, например, или о бл. Августине.
Можно ориентировать гносеологию на факте естественных наук, можно ориентировать на факте
исторических наук, нельзя ли ориентировать гносеологию на факте религиозного откровения?
Интересно отметить, что русскую
историческую науку разрабатывали, главным образом, западники, а не славянофилы.
Признаемся, мы с удовольствием думали, как далеко ушла в одно столетие наша
историческая наука, — сравнивая с забавной наивностью «новгородского баснословца» — твердый и уверенный голос современного историка, способный возбудить к нему полное доверие.
Историческая наука недаром отделила последние четыре столетия и существенным признаком этого отграничения признала великие изобретения и открытия XV века. Здесь проявления усилий человеческой мысли дали жизни человечества совсем иное содержание и раз навсегда доказали, что общественные и политические формы имеют только кажущуюся самостоятельность, что они делаются шире и растяжимее по мере того, как пополняется и усложняется материал, составляющий их содержание.
Неточные совпадения
Мало ли какие
науки располагают к такому же взгляду? — и математические, и
исторические, и общественные, да и всякие другие.
Христианство понимается теперь исповедующими церковные учения как сверхъестественное, чудесное откровение обо всем том, что сказано в символе веры; неверующими же, — как пережитое человечеством проявление его потребности веры в сверхъестественное; как
историческое явление, вполне выразившееся в католичестве, православии, протестантстве и не имеющее уже для нас никакого жизненного значения. Для верующих значение учения скрывается церквью, для неверующих —
наукою.
Не помню, как мы там с ним о чем начали разговаривать, только знаю, что я тогда и спросил его. что как он, занимаясь до старости
науками историческими, естественными и богословскими, до чего дошел, до какой степени уяснил себе из этих
наук вопрос о божестве, о душе, о творении?
Они не имели иных требований, кроме потребности вéдения, но это было своевременно; они труженически разработали для человечества путь
науки; для них примирение в
науке было наградой; они имели право, по
историческому месту своему, удовлетвориться во всеобщем; они были призваны свидетельствовать миру о совершившемся самопознании и указать путь к нему: в этом состояло их деяние.
Народы, ощущая призвание выступить на всемирно-историческое поприще, услышав глас, возвещавший, что час их настал, проникались огнем вдохновения, оживали двойною жизнию, являли силы, которые никто не смел бы предполагать в них и которые они сами не подозревали; степи и леса обстроивались весями,
науки и художества расцветали, гигантские труды совершались для того, чтоб приготовить караван-сарай грядущей идее, а она — величественный поток — текла далее и далее, захваты вая более и более пространства.