Цитаты со словом «рационализм»

Область
поиска
Область
поиска
Так кончилось блуждание по пустыням отвлеченной мысли, такова кара отвлеченного рационализма, давно уже допущенного и теперь лишь выявляющего свои результаты.
Тут чувствуется в Соловьеве отрыжка гегельянства и склонность к гностическому рационализму.
Первые славянофилы, Киреевский и Хомяков, яснее Вл. Соловьева сознавали, что лишь религиозно, а не философски, лишь в полноте жизни, а не в гнозисе достижим универсальный синтез, всеединство, так как свободнее были от рационализма.
В философском рационализме отразилась греховная раздробленность духа.
Гностицизм в существе своем есть рационализм, какое бы мистическое одеяние он ни одевал, это рафинированный, с трудом распознаваемый рационализм.
В нем нет уже и следов рационализма и натурализма, которые в утонченной форме присутствуют в гностицизме.
В ересях — всегда рационализм, ослабление антиномичности, боязнь безумия, движение по направлению наименьшего сопротивления.
Религиозная философия должна победить и гносеологическую схоластику, и теологическую схоластику, т. е. дух жизни должен победить всякий отвлеченный рационализм.
Пресловутая «автономия» философии, ее самопогруженность, отвлеченность, рационализм привели к ужасу небытия и пустоты, к царству призраков.
Господство и верховенство гносеологии, признание за ней высшей функции контроля, ожидание от нее обоснования и оправдания одного, осуждения и отвержения другого — все это уже есть рационализм и интеллектуализм, против которого и поднимается знамя восстания.
Прагматизм знаменует собой кризис отвлеченного идеала знания, кризис гносеологии, кризис рационализма и интеллектуализма, возвращение к знанию, введенному в жизненную полноту.
Но свободно должна сознать философия, что служить истине она может лишь тогда, когда будет иметь религиозное питание, когда «опыт» ее будет обширнее и глубже того, которым пользуется рационализм, позитивизм и критицизм.
Но рационализм тогда лишь будет побежден, когда он будет осознан как грех нашей умопостигаемой воли.
Волевой скепсис и опасен, он и отдает во власть интеллектуализма и рационализма, он доводит до власти «гносеологии» над жизнью и бытием.
Глубокая и неискоренимая противоположность существует между философским рационализмом и религиозным реализмом: философский рационализм не выходит из круга идей, мышления, интеллектуальности, рассудочности, религиозный реализм живет в царстве бытия, реальностей, целостной жизни духа.
Логоса нет в новой и новейшей философии, нет его даже у Гегеля, нет его там, где царствует рационализм.
Рационалисты любят видеть рационализм и интеллектуализм именно там, где его нет, где он преодолевается — в религиозных догматах, в религиозном объективизме и религиозном реализме.
И те же рационалисты не видят рационализма и интеллектуализма в ограничениях веры разумом и наукой, в отдании всего объективного и реального во власть малого разума.
Воинствующий рационализм так характерен для второй половины XIX века, хотя позитивный дух этого века значительно отличается от просветительного духа века XVIII.
Дуализм этот очень соблазняет современного культурного человека, уже не мирящегося с полным отрицанием веры, в глубине сердца своего жаждущего веры, но не имеющего сил преодолеть рационализм сознания.
Существует много гносеологических учений, но можно установить три основных типа: эмпиризм, рационализм, критицизм.
Поразительно, что так мало обращают внимания на рационализм эмпиризма, на фальсификацию опыта у эмпириков.
Эмпиризм есть бессознательная и потому низшая форма рационализма, он имеет дело не с первичным и живым опытом, а с вторичным и рационализированным; твердость знания у эмпиризма есть твердость рационализма, контрабандным образом проведенного.
Джемс, как и Лосский, борется за расширение сферы опыта, преодолевает рационализм эмпирический во имя эмпиризма подлинного, не фальсифицированного и не конструированного.
Все вышесказанное позволяет сделать заключение, что то гносеологическое направление, которое принято называть эмпиризмом, не достигает обоснования и оправдания твердыни знания; оно неизбежно разлагается на рационализм и мистицизм в зависимости от того, принимает ли ограниченный, вторичный и рационально-конструированный опыт или неограниченный, первичный и живой опыт.
Критицизм, который претендует преодолеть дефекты эмпиризма и рационализма, является такой же формой рационализма, как и традиционный эмпиризм, так как оперирует с рационализированным сознанием и рационализированным опытом.
Кант так далеко заходит в своем рационализме, что для него вся действительность, все живое бытие есть продукт знания, мышления: мир созидается категориями субъекта, и ничто не в силах из этих тисков освободиться, ничего не является само по себе, независимо от того, что навязывается субъектом.
Рационализм кантовской и вообще критической философии я вижу в сознательном отвлечении познания от целостного процесса жизни.
Все гносеологические попытки обосновать и оправдать знание являются скрытыми или открытыми формами рационализма.
Что же можно сказать о самом рационализме, силы и значения которого отрицать нельзя?
Рационализм держится лишь тем, что не углубляется до первооснов, не восходит до истоков.
И сам опыт, в котором рационализм стал искать пищи от голода, оказался не бытием, а рациональной конструкцией.
Так же должна быть сметена противоположность рационализма и скептицизма.
Та же неспособность выйти из своего «я» есть и в рационализме.
Крушение гегельянства, этой титанической гордыни философии, было вместе с тем кризисом отвлеченной философии, поражением рационализма.
Рационализм и ограничивает опыт, и противится божественному разуму.
Европейская мысль перешла от отвлеченного рационализма Гегеля к материализму и эмпиризму, искала в «опыте» утерянное живое бытие.
Рационализм переходит в мистицизм.
Для конкретного идеализма критицизм есть такое же рационалистическое направление, как и эмпиризм, как и старый рационализм.
Позитивизм не есть наука, рационализм не есть философия, и судьбы их не совпадают.
Это — страшный, убийственный рационализм, для которого не только наука, знание, но и сам мир, само бытие есть результат рационализирования, суждения.
Для него научное знание и есть бытие; его рационализм не ограничивается никаким вторжением иррационального, как у Риккерта.
Гегель остается навеки образцом демонического и титанического рационализма.
Только безумие рационализма могло превратить бытие в категорию, пристроить его в суждении, поставить в зависимость от познания.
Но не удалось этого сделать критицизму, потому что сам он заражен всеми грехами рационализма.
Рационализм изначально предполагает познающего и познаваемое раздельными и противоположными.
Современная философия признает иррациональность бытия, и она же гносеологически утверждает рационализм.
Против гносеологического рационализма восстает прагматизм Джемса и Бергсона.
Но прагматизм — плоть от плоти и кровь от крови рационализма, прагматический иррационализм есть лишь обратная сторона рационализма.
Джемс и Бергсон — блестящие мыслители, заслуги их несомненны, они пытаются вырваться из ограниченности рационализма и отвлеченности.
 

Цитаты из русской классики со словом «рационализм»

Религиозная тема. Религиозный характер русской философии. Разница между богословием и религиозной философией. Критика западного рационализма. Философские идеи Киреевского и Хомякова. Идея соборности. Владимир Соловьев. Эротика. Интуиция всеединства. Бытие и сущее. Идея богочеловечества. Учение о Софии. «Смысл любви». Религиозная философия Достоевского и Л. Толстого. Русская религиозная мысль в духовных академиях. Архиепископ Иннокентий. Несмелов. Тареев.
В рационализме Декарта, в эмпиризме Юма и критицизме Канта рефлексия и сомнение возведены в ранг добродетелей философского познания.
Если новоевропейскую материалистическую цивилизацию с господствующим в ней «научным» рационализмом называют иногда языческой, то этим наносят обиду язычеству.
Я пытался убедить его в том, что рационализм и особенно рационализм материалистов наивен, он основан на догматическом предположении о рациональности бытия и уж на особенно непонятном предположении о рациональности бытия материального.
Марксизм — самая крайняя форма социологического рационализма, а потому и социологического утопизма.
Смотреть все цитаты из русской классики со словом «рационализм»

Ассоциации к слову «рационализм»

Все ассоциации к слову РАЦИОНАЛИЗМ

Предложения со словом «рационализм»

Значение слова «рационализм»

  • РАЦИОНАЛИ́ЗМ, -а, м. 1. Направление в философии, признающее разум единственным источником познания, недооценивающее или вовсе отрицающее значение опыта, чувственного восприятия в процессе познания. Французский рационализм 17 в. (Малый академический словарь, МАС)

    Все значения слова РАЦИОНАЛИЗМ

Афоризмы русских писателей со словом «рационализм»

Отправить комментарий

@
Смотрите также

Значение слова «рационализм»

РАЦИОНАЛИ́ЗМ, -а, м. 1. Направление в философии, признающее разум единственным источником познания, недооценивающее или вовсе отрицающее значение опыта, чувственного восприятия в процессе познания. Французский рационализм 17 в.

Все значения слова «рационализм»

Предложения со словом «рационализм»

  • Как бы мы ни оценивали социальную философию рационализма, нельзя отрицать, что он достиг непреходящих результатов в раскрытии роли общественных установлений.

  • Таким образом, подход классического рационализма стал новым этапом в изучении темы.

  • Оно происходит в условиях глубокого кризиса европейского рационализма нового времени и сопутствующих ему гуманистических ценностей.

  • (все предложения)

Синонимы к слову «рационализм»

Ассоциации к слову «рационализм»

Каким бывает «рационализм»

Морфология

Правописание

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я