Цитаты со словом «мировой»
Гностики и теософы лучше метафизиков и философов, поскольку они требуют посвящения для религиозного раскрытия истины, но и они «интеллигенты-отщепенцы» в
мировом смысле этого слова, оторванные от корней, живущие гипертрофией интеллекта, безблагодатные.
Весь ход человеческой культуры, все развитие
мировой философии ведет к осознанию того, что вселенская истина открывается лишь вселенскому сознанию, т. е. сознанию соборному, церковному.
Философия церковная есть философия, приобщенная к жизни
мировой души, обладающая мировым смыслом — Логосом, так как Церковь и есть душа мира, соединившаяся с Логосом.
Философия отвлеченная, рационалистическая, «гносеологическая», схоластическая порывает с
мировой душой и теряет пути к ней.
Лишь церковная философия в силах решить проклятые вопросы, лишь ей доступны проблемы свободы и зла, личности и
мирового смысла, реализма и брачной тайны познания.
Вся германская философия развилась на этой почве, в Канте достигла вершины субъективного самоуглубления, в Гегеле перешла в ложную, рационалистическую объективность и только в Шеллинге пыталась выйти в ширь
мировой души, но не вполне удачно.
Язычество было церковнее духовного христианства протестантизма, в нем была мистическая земля,
мировая душа, были мистерии, которых нет уже в протестантизме с его ложной духовностью.
Именно те, которые переносят веру и мистику исключительно в субъективную действительность человеческого духа, те, которые отрицают мистическую реальность бытия и пути соединения с ней, отрицают чудесную тайну преосуществления в мире объективном, в
мировой душе, те должны быть признаны рационалистами.
Спенсер верил в свое Непознаваемое и в
мировое развитие.
От веры в единую, всеобъемлющую, догматическую науку, постигающую тайну
мирового механизма, от веры в материализм, в механизм, в эволюционизм и пр. не остается камня на камне.
Но, как увидим, и замена знания верой была бы отказом нести бремя
мировой фактичности, с которой мы связаны по собственной вине.
Но и в естественных откровениях философии и теософии человек прикасается к
мировому, вселенскому Разуму.
Рационалисты и позитивисты отстаивают «безумие перед Богом», отрицают
мировой разум и поклоняются рассудочности человеческой, отсекающей от объекта, от космоса, от вселенной.
Какая терминологическая путаница происходит, когда эмпирики не признают полного и подлинного опыта, а лишь ограниченный и конструированный, когда рационалисты не признают полного и подлинного разума, а лишь ограниченный и оторванный от
мировой жизни.
Основное верование христианского мира есть верование в громовое чудо
мировой истории, в чудо воскресения Христа.
Воскресение Христа есть единственный абсолютно разумный факт
мировой жизни; в победе жизни над смертью, правды над злом есть Разум, Смысл.
Те, что живут под исключительной властью
мировых сил, для кого существует лишь принудительное и кто принимает лишь доказанное, те знают, что Христос умер, и не знают, что Христос воскрес.
Все ограничения нашего мышления — лишь болезненные функции
мирового организма.
Вина умопостигаемой воли всей
мировой души и всех существ мира отрывает от истоков бытия, рождает раздор и вражду в мире.
Отрицание
мирового смысла есть вместе с тем и отрицание разума.
Необходимость, закономерность природных явлений не должна быть персонифицирована, это лишь способ действия
мировых сил, лишь формулировка того направления, которое приняло взаимодействие субстанций.
Гете был в глубочайшем смысле слова церковнее, ближе к
мировой душе, чем Кант, Фихте и Гегель, и потому осуществлял в своей жизни идеал цельного знания.
Бытие,
мировую жизнь можно принять лишь изначально, до суждения, принять полнотой своего духа, нерационализированным своим сознанием.
Мистики те, которые живут мистикой, страдают мистикой, готовы всем пожертвовать для того, чтобы мистику объективировать и реализовать в
мировой и исторической жизни.
Достижение истины, просветление всегда есть творческая активность познающего, путем которой он приобщается к
мировому, соборному разуму.
Я не предлагаю вернуться к первоначальной наивности, это было бы невозможно и это значило бы, что весь процесс
мирового самосознания совершился даром и ничего не завоевал.
Самопогружением в субъект, блужданием по пустыням отвлеченного мышления пытались философы разгадать
мировую тайну.
Но, быть может, под этим скрывается другая проблема, более жизненная и гораздо более изначальная, предшествующая самой абстракции «субъекта»: проблема отношения бытия к бытию, одной функции жизни к досугам функциям
мировой жизни.
Но в Логосе субъект и объект тождественны; в
мировой жизни Логоса акт познания есть акт самой жизни, знание есть бытие (знание есть непременно бытие, но бытие не есть непременно знание, как думал Гегель).
«Словом разум следует обозначать способность ставить и осуществлять высшие, т. е.
мировые цели.
Знание есть функция
мировой жизни, и философия органическая не должна выделять знание и ставить его настолько до этой мировой жизни, что ее считать как бы результатом знания.
Вот почему последние результаты
мирового философского развития должны производить впечатление возврата к наивному реализму, к чему-то очень старому, очень примитивному.
Наоборот, мы исходим из бытия универсального, видим в мышлении функцию
мирового духа, сверхиндивидуального разума.
Мировая история философии громко свидетельствует, что связь с бытием и абсолютным не порвана окончательно, что нить вечной связи тянется через всю историю философского самосознания человечества.
А что если наука изучает лишь болезненное состояние мира, если в ее ведении лишь природный порядок, который есть результат греха и
мирового недуга, если наука только патология?
Это вселенское религиозное миропонимание и мироощущение, к которому современный мир идет разными путями и с разных концов, прежде всего остро ставит вопрос о смысле
мировой истории, о религиозном соединении судьбы личности и судьбы вселенной.
История лишь в том случае имеет смысл, если будет конец истории, если будет в конце воскресение, если встанут мертвецы с кладбища
мировой истории и постигнут всем существом своим, почему они истлели, почему страдали в жизни и чего заслужили для вечности, если весь хронологический ряд истории вытянется в одну линию и для всего найдется окончательное место.
Но отвлеченная философия не в силах осмыслить
мировой истории, не в силах осветить источников зла.
Возрождение религиозного смысла жизни связано с сознанием источника
мирового зла, с окончательным решением проблемы теодицеи.
Конец
мировой трагедии так же предвечно дан, как и ее начало; само время и все, что в нем протекает, есть лишь один из актов трагедии, болезнь бытия в момент его странствования.
Нельзя осмыслить
мирового процесса, если не допустить мистической диалектики бытия, предвечно совершающейся и завершающейся вне времени и вне всех категорий нашего мира и в одном из своих моментов принявшей форму временного бытия, скованного всеми этими категориями.
Отпала от Бога
мировая душа, носительница соборного единства творения, и потому все и всё в мире участвовали в преступлении богоотступничества и ответственны за первородный грех, в нем свободно участвовало каждое существо и каждая былинка.
Мировая душа женственна в своей пассивной восприимчивости как к добру, так и к злу.
Основа совершенства и добра — в свободе, в свободной любви к Богу, в свободном соединении с Богом, а этот характер всякого совершенства и добра, всякого бытия делает неизбежным
мировую трагедию.
Всему творению дано свободным и соборным усилием
мировой души превратиться в космос, осуществить божественную гармонию.
Свобода творения в начале
мировой истории была сознана формально и потерялась в грехе; в конце мировой истории она должна быть сознана материально и обретена в совершившемся искуплении.
Если начальным в
мировой истории была свобода выбора добра и зла, то конечным будет свобода утверждения добра, так как зло будет сознано как окончательное рабство.
В деле
мирового освобождения от греха и спасения религиозное сознание должно признать за человечеством не только земное, но и космическое, вселенское значение.
Христианству чуждо отвлеченно-спиритуалистическое понимание бессмертия: это религия воскресения плоти, и
мировая плоть для веры этой имеет абсолютное значение.
Но великая задача жизни предстоит в том случае, если бессмертие может быть лишь результатом
мирового спасения, если моя индивидуальная судьба зависит от судьбы мира и человечества, если для спасения моего должно быть уготовлено воскресение плоти.
Цитаты из русской классики со словом «мировой»
Я пережил три войны, из которых две могут быть названы
мировыми, две революции в России, малую и большую, пережил духовный ренессанс начала ХХ века, потом русский коммунизм, кризис
мировой культуры, переворот в Германии, крах Франции и оккупацию ее победителями, я пережил изгнание, и изгнанничество мое не кончено.
Империализм не имеет своей целью расширение цивилизации по всей земле, увеличение
мировой общности, а ведет к
мировому раздору и войне.
Так можно было определить русскую тему XIX в.: бурное стремление к прогрессу, к революции, к последним результатам
мировой цивилизации, к социализму и вместе с тем глубокое и острое сознание пустоты, уродства, бездушия и мещанства всех результатов
мирового прогресса, революции, цивилизации и пр.
— А как это вы — постоянный деревенский житель и не
мировой судья? Вы не в мундире
мирового судьи.
И не та ли же самая удивительная судьба постигает громадные общественные,
мировые организации — города, государства, народы, страны и, почем знать, может быть, даже целые планетные миры?
Ассоциации к слову «мировой»
Синонимы к слову «мировой»
Предложения со словом «мировой»
- Невозможно вместить в одну маленькую книгу историю мировой войны, хотя бы отчасти исчерпывающую. И не это является моей задачей.
- Секрет или оккультное значение чисел открылись человеку так давно в масштабах мировой истории, что точное место этого события не было зафиксировано.
- При этом регистрация паспорта сделки, осуществление таможенных процедур сопровождаются контролем объёма поставок и обоснованности выбора цен с учётом уровня цен мирового рынка.
- (все предложения)
Сочетаемость слова «мировой»
Что (кто) бывает «мировым»
Значение слова «мировой»
МИРОВО́Й1, -а́я, -о́е. 1. Прил. к мир1 (в 1 знач.). Мировое пространство. Мировой океан.
МИРОВО́Й2, -а́я, -о́е. 1. Связанный с разрешением спора, тяжбы без суда, мирным путем. Мировая сделка. (Малый академический словарь, МАС)
Все значения слова МИРОВОЙ
Афоризмы русских писателей со словом «мировой»
- Да, огонь красивее всех иных живых,
В искрах — ликование духов мировых.
- Литературы великих мировых эпох таят в себе присутствие чего-то страшного, то приближающегося, то опять, отходящего, наконец разражающегося смерчем где-то совсем близко, так близко, что, кажется, почва уходит из-под ног: столб крутящейся пыли вырывает воронки в земле и уносит вверх окружающие цветы и травы. Тогда кажется, что близок конец и не может более существовать литература. Она сметена смерчем, разразившемся в душе писателя.
- Я — сын земли, дитя планеты малой,
Затерянной в пространстве мировом…
Я — сын земли, где дни и годы — кратки,
Где сладостна зеленая весна,
Где тягостны безумных душ загадки,
Где сны любви баюкает луна.
- (все афоризмы русских писателей)
Дополнительно