Цитаты со словом «критицизм»
Должен оговориться, что под гносеологией я все время имею в виду гносеологию
критицизма, гносеологию Канта и неокантианцев.
Но свободно должна сознать философия, что служить истине она может лишь тогда, когда будет иметь религиозное питание, когда «опыт» ее будет обширнее и глубже того, которым пользуется рационализм, позитивизм и
критицизм.
Что же случилось, почему передовое сознание человечества соблазнилось рефлектирующим
критицизмом, какова религиозная подпочва этого явления?
Существует много гносеологических учений, но можно установить три основных типа: эмпиризм, рационализм,
критицизм.
Критицизм, который претендует преодолеть дефекты эмпиризма и рационализма, является такой же формой рационализма, как и традиционный эмпиризм, так как оперирует с рационализированным сознанием и рационализированным опытом.
В
критицизме формулируется потеря путей к бытию, к живым реальностям, в критицизме познающий субъект остается сам с собой и из себя все должен воссоздать.
Талантливая философия Риккерта, столь ныне модная, есть reductio ad absurdum [Сведение к нелепости (лат).]
критицизма, в ней окончательно упраздняется бытие и отрицается вековечная цель знания.
[На критике
критицизма я подробно остановлюсь в главе «Гносеологическая проблема».]
Весь путь разрыва с бытием уже пройден, и в самых тонких продуктах
критицизма путь этот привел к окончательному упразднению бытия.
Для конкретного идеализма
критицизм есть такое же рационалистическое направление, как и эмпиризм, как и старый рационализм.
Гносеологический
критицизм есть гамлетизм в сфере философии, рефлектирующая нерешительность действовать в области познания вследствие нарушения жизненной цельности.
Проблема, так остро поставленная Гуссерлем и взволновавшая весь философский мир, не может быть разрешена «
критицизмом» и критической гносеологией.
Критицизм остается компромиссом метафизики (трансцендентальное сознание и сверхиндивидуальная оценка) и позитивизма (отрицание трансцендентных реальностей, имманентизм, психобиологизм в генетической точке зрения).
Критицизм есть продукт протестантского индивидуализма, его антропологическая и психологическая подоплека может быть исторически вскрыта.
Да великий Гете остается представителем истинно научного духа, полного здорового объективизма, реализма, интуитивизма, врагом болезненного субъективизма и
критицизма.
Гносеология как наука о ценностях очень остроумна, но заслуга ее главным образом в том, что она есть reductio ad absurdum
критицизма.
Иррациональные переживания — этот предел «
критицизма», — которые иные произвольно называют мистикой, есть темный хаос, в котором ничего нельзя узнать и назвать.
Критицизм справедливо восстал против такого превращения знания в пассивное копирование и дублирование действительности и захотел утвердить творческую ценность знания как порожденного активностью субъекта.
Но не удалось этого сделать
критицизму, потому что сам он заражен всеми грехами рационализма.
Критицизм целиком принимает эту раздельность и противоположность.
Несовершенство языка, страшный номинализм слов дает кажущееся оправдание тому учению современного
критицизма, согласно которому бытие есть лишь форма экзистенциального суждения и вне суждения бытия нет.
В конце концов, гносеологический
критицизм есть лишь одно из метафизических направлений, и притязания его быть выше всякой метафизики и предшествовать всякому познанию прямо смешны.
Тот путь, которым мы должны идти, есть, конечно, путь критический, хотя и не путь «
критицизма».
Только лишенный творчества
критицизм противоположен догматизму.
Отрицательный же
критицизм есть иссякание творчества.
Мы добивались
критицизма как права, а когда добились, то обеднели и припали к земле.
Теперь мы добиваемся права преодолеть
критицизм, хотим нового догматизма, укрепленного на нашем богосыновстве.
Эта истина утеряна позитивизмом,
критицизмом, эмпиризмом, рационализмом.
Наше сознание слишком загипнотизировано философским модернизмом, в котором мельчает мысль [Под модернизмом я имею главным образом в виду новейшие формы
критицизма и позитивизма.] и гибнут великие философские стремления и традиции прошлого.
Замечательная книга Лосского отражает тот глубокий кризис всей новейшей философии, новейшего
критицизма и эмпиризма, после которого оказывается внутренне неизбежным переход к сознательному мистицизму.
Критицизму, совершенно упразднившему бытие, достигшему формалистической пустоты в гносеологическом самопогружении в субъект, эмпиризму, ограничившему опыт и вытравившему из него все живое, придется с Лосским более считаться, чем с Вл.
Критицизм и эмпиризм — лишь разновидности рационализма, так как и их исходной точкой является отделение субъекта от объекта, отрывание мышления от бытия, анализ элементов сознания, субъекта, мышления, вырванных из живого целого, из непосредственного бытия.
Правда, и
критицизм, и эмпиризм много говорят об «опыте», эмпиризм даже исключительно ссылается на опыт, но опыт этот подозрителен своей рациональностью, своей ограниченностью, своей мертвенностью.
Если понимать принцип
критицизма формально, как исследование природы познания, то критическая философия начала свое существование задолго до Канта: критикой познания занималась еще греческая философия и всякая настоящая философия непременно критическая.
Различие между
критицизмом и догматизмом в философии условно и относительно, и критическая философия не менее догматична, чем всякая другая.
Но критическая по преимуществу философия Канта с диалектической неизбежностью ведет к допущению универсального субъекта, сверхиндивидуального разума, и эта оригинальность
критицизма в дальнейшем своем развитии придает гносеологии онтологический характер.
Гносеологический реализм одинаково противоположен трем основным направлениям гносеологии — рационализму, эмпиризму и
критицизму; он признает частную истинность всех трех направлений, но сам становится сознательно мистическим.
Но методологический прием Лосского, отграничивающий теорию знания от всякой онтологии, от всякого содержания интуитивно-мистического знания, должен импонировать его противникам из лагеря
критицизма и позитивизма; эта слабость Лосского может оказаться силой в его борьбе с противниками.
Очевидно, в механизме восприятия есть какой-то дефект, который мучил всех философов и отражался в ошибках рационализма, эмпиризма и
критицизма.
Вначале философия брала прежде бытие, потом мышление, в дальнейшем своем развитии стала брать прежде мышление, потом бытие, теперь философия вновь возвращается к тому состоянию, когда она сознательно уже, изведав все соблазны рационализма, скептицизма,
критицизма, будет брать прежде бытие, потом мышление, увидит в мышлении функцию бытия.
«
Критицизм» совершил пресловутый коперниковский переворот, возвеличил субъект и упразднил бытие.
У более тонких натур
критицизм неизбежно переходит в солипсизм, субъективный идеализм переходит в иррациональную мистику.
Бесплодие и пустынность философского
критицизма с его отвлеченно-призрачным самопогружением в субъект, с ненужной апологетикой науки, мелочные разногласия этой неосхоластики, искание гносеологии без предпосылок и грубый догматизм всех этих критических гносеологий — все это указывает на внутреннюю неизбежность перехода на новый путь.
Замечательный анализ идеи бытия дан русским философом Козловым.] и всецелого пребывания его в абсолютном Существе есть идея первоначальная, нам данная из непосредственного источника, не искоренимая никакими софизмами позитивизма и
критицизма, ни из чего не выводимая, усматриваемая в глубине.
Позитивизм и
критицизм освободил человека от всякой безусловной реальности, водворил человека на территорию феноменалистического иллюзионизма.
Ныне разрешенная мистика соединима с
критицизмом, рационализмом и позитивизмом, потому что она оказывается прихвостнем рационального сознания, идет на помочах у критической полиции.
Цитаты из русской классики со словом «критицизм»
В рационализме Декарта, в эмпиризме Юма и
критицизме Канта рефлексия и сомнение возведены в ранг добродетелей философского познания.
Это маскируется благодаря бесспорной личной религиозности и религиозному темпераменту Шлейермахера, который сам, несомненно, религиознее своей философии, представляющей собой (подобно якобиевскому учению о вере) просто pis aller [Вынужденная замена того, что является недоступным; неизбежное зло (фр.).], попытку спасти древнее благочестие от натиска рационализма и
критицизма.
Русские все склонны воспринимать тоталитарно, им чужд скептический
критицизм западных людей.
Если никогда нельзя было серьезно говорить о материализме, как направлении полуграмотном, то невозможно уже серьезно говорить и о позитивизме, а скоро нельзя будет говорить о
критицизме кантовского типа.
Мы должны анализировать его слова с уважением к ним, но в духе
критицизма, ищущего истины» и т.д. Христос и рад бы сказать хорошо, но он не умел выражаться так точно и ясно, как мы, в духе
критицизма, и потому поправим его.
Синонимы к слову «критицизм»
Предложения со словом «критицизм»
- Однако и эти работы следует использовать с известной долей критицизма.
- Так, например, мы никогда не могли вдаваться в излишние подробности организации нашей собственной флотской жизни или вовлекаться в излишний критицизм, особенно по техническим вопросам.
- На все эти положения, которые могут быть развиты только в трактате по метафизике, бросает своеобразный свет телеологический критицизм.
- (все предложения)
Значение слова «критицизм»
Дополнительно