Цитаты со словом «гносеологический»

Область
поиска
Область
поиска
Германец опять зафилософствовал, стал писать бесконечные гносеологические трактаты, дошел в этом деле до большой утонченности.
И радикальна сейчас не гносеологическая критика философии, ее задач и ее компетенции, а критика религиозная, воистину предшествующая всякому философскому познанию и воистину главенствующая над ним.
Призрачно спасти реальность, свободу, личность современная философия всегда сумеет, для этого существуют многочисленные орудия софистики и гносеологической эквилибристики.
Живому человеку не легче от этих гносеологических ухищрений, его повергают в царство призрачности, лишают и личности, и свободы, и реальности бытия.
Современная отвлеченная гносеологическая философия и есть секуляризированное схоластическое богословие.
Религиозная философия должна победить и гносеологическую схоластику, и теологическую схоластику, т. е. дух жизни должен победить всякий отвлеченный рационализм.
Философия отвлеченная, рационалистическая, «гносеологическая», схоластическая порывает с мировой душой и теряет пути к ней.
Развиваемая здесь точка зрения не нуждается в «гносеологическом» оправдании, и противоречиво было бы требовать от этой точки зрения чисто гносеологического обоснования.
Логически нелепо было бы требовать гносеологического обоснования точки зрения, которая с самого начала отвергает подобную компетенцию гносеологии.
С самого начала я прекращаю всякий разговор на чисто гносеологической почве потому, что отрицаю самую эту почву.
Законы моей страны — не гносеологические законы, в своей стране я не совершаю гносеологических преступлений, потому что такой буржуазной классификации преступлений не существует на моей родине.
Тот взгляд на связь философии с религией, который я здесь высказываю, может и должен найти свое гносеологическое выражение; моя точка зрения предполагает и определенную гносеологию, резко отличную от гносеологии «критической».
Актом решившейся, совершившей избрание воли должно заявить, что не принимаем, полнотой жизни не принимаем самой «гносеологической» постановки проблем, самой плоскости, в которой все это совершается.
Вот почему на кантианство нельзя смотреть просто как на гносеологическое учение, как на направление теоретической философии, которое не должно вызывать слишком сильных страстей.
На этой почве совершается гносеологический кризис, который начался с призыва к Канту, а в дальнейшем своем развитии должен преодолеть и кантианство, эту для многих элементарную школу, в которой научное знание защищают от скептицизма и лишают его абсолютной притязательности.
Пока мы стоим на почве психологического описания, но нужно перевести эти психологические свойства знания на гносеологический язык.
Но философ не имеет права быть наивным; он ищет гносеологических оснований твердости знания и изобретает ряд теорий.
Существует много гносеологических учений, но можно установить три основных типа: эмпиризм, рационализм, критицизм.
Все вышесказанное позволяет сделать заключение, что то гносеологическое направление, которое принято называть эмпиризмом, не достигает обоснования и оправдания твердыни знания; оно неизбежно разлагается на рационализм и мистицизм в зависимости от того, принимает ли ограниченный, вторичный и рационально-конструированный опыт или неограниченный, первичный и живой опыт.
Все гносеологические попытки обосновать и оправдать знание являются скрытыми или открытыми формами рационализма.
[На критике критицизма я подробно остановлюсь в главе «Гносеологическая проблема».]
Наша точка зрения предполагает окончательную победу гносеологического реализма над всеми формами гносеологического иллюзионизма.
Законам логики может быть дано не только гносеологическое, но и онтологическое истолкование.
Стены нашей тюрьмы, все эти гносеологические категории, давящая нас пространственность, временность, необходимость, закон тождества воздвигнуты нашим грехом, нашей виной перед Смыслом мира, изменой Отцу.
Разум есть онтологическое, а не исключительно гносеологическое понятие.
Когда разуму было придано исключительно гносеологическое или субъективно-психологическое значение, он потерял свой вселенский характер и превратился в разум малый, в человеческий рассудок.
Проблеме гносеологической бесспорно принадлежит центральное место в умственной жизни нашей эпохи.
Гносеологический критицизм есть гамлетизм в сфере философии, рефлектирующая нерешительность действовать в области познания вследствие нарушения жизненной цельности.
Гносеологический гамлетизм с самого начала предполагает познание отсеченным от цельной жизни духа, субъект оторванным от объекта и ему противоположным, мышление выделенным из бытия и где-то вне его помещенным.
Этот гносеологический дон-кихотизм вот с чего начнется.
Жизнь духа, само бытие, во всех смыслах предшествует всякой науке, всякому познанию, всякому мышлению, всякой категории, всякому суждению, всякому гносеологическому субъекту.
Нужно решительно порвать с тем гносеологическим предрассудком, что всякое познание есть рационализирование, объективирование, суждение, дискурсивное мышление.
Гносеологи вынуждены даже признать, что гносеологические категории могут меняться в зависимости от состояния положительных наук.
Гносеологические цветы — не живые цветы, а искусственные, бумажные.
Для Риккерта и родственных ему гносеологических направлений бытие есть лишь форма экзистенциального суждения.
Природа потому только существует, что существует математическое естествознание, а математическое естествознание предполагает гносеологические категории.
Гносеологические споры — главным образом споры о словах, гносеологические разногласия — многозначность слов.
Против гносеологического рационализма восстает прагматизм Джемса и Бергсона.
Номиналистическая схоластика — вот что такое гносеологические исследования трансцендентного.
Но если трансцендентальное сознание есть объект, а сама гносеология есть познание, то должно быть нечто предшествующее этому объекту, т. е. предшествующее трансцендентальному сознанию, и должна быть гносеология гносеологии, теория гносеологического познания.
В конце концов, гносеологический критицизм есть лишь одно из метафизических направлений, и притязания его быть выше всякой метафизики и предшествовать всякому познанию прямо смешны.
Все великое в науке сотворено духом непосредственного, проникающего в объективность природы реализма, а не рефлектирующего, гносеологического идеализма, не наука предполагает гносеологию, а гносеология предполагает науку.
Необходимо принципиально отделить логику, методологию наук от всех этих гносеологических авантюр.
Истине этой соответствует особая гносеология, отличная от господствующих гносеологических типов, — гносеология священной философии.
Критицизму, совершенно упразднившему бытие, достигшему формалистической пустоты в гносеологическом самопогружении в субъект, эмпиризму, ограничившему опыт и вытравившему из него все живое, придется с Лосским более считаться, чем с Вл.
Само разделение на субъект и объект, из которого вырастает гносеологическая проблема, само аналитическое нахождение в субъекте различных формальных категорий есть уже результат рационалистической отвлеченности, неорганичности мышления, болезненной разобщенности с живым бытием.
Пытались разгадать тайну познания гносеологическим анализом субъекта и его элементов, тщательным отделением субъекта от бытия, выделением «мышления» в замкнутую и самостоятельную область, живущую по своему закону.
Рационализм есть состояние человеческого духа, а не гносеологическая доктрина.
Гносеологический реализм одинаково противоположен трем основным направлениям гносеологии — рационализму, эмпиризму и критицизму; он признает частную истинность всех трех направлений, но сам становится сознательно мистическим.
В учении о разуме гносеология соединяется с онтологией, как то было у Гегеля и Шеллинга, и отделение гносеологической проблемы от учения о разуме опять возвращает нас к философии неорганической, рассеченной.

Неточные совпадения

Коренное различие тут не столько в формально-гносеологическом анализе, сколько в живом первоощущении бытия.
 

Цитаты из русской классики со словом «гносеологический»

Теория познания должна стать философской антропологией, учением о человеке, а не учением о трансцендентальном сознании и гносеологическом субъекте, но и не психологическим или социологическим учением о человеке, а онтологическим и пневмотологическим учением о человеке.
Если этические суждения не имеют фактической принудительности науки или логической принудительности математики, то и все те гносеологические, метафизические и религиозные выводы, которые делает Кант на основании анализа этического переживания («практического разума»), лишены самостоятельной основы и держатся на этической интуиции.
Для истинной философии проблема иррационального — не гносеологическая проблема, как для школы Риккерта, а онтологическая проблема.
Грехопадение для Шестова не онтологическое, а гносеологическое, оно связано с возникновением познания добра и зла, т. е. с возникновением общего, общеобязательного, необходимого.
Если вы не диалектический материалист, если вы в чисто философских, гносеологических вопросах предпочитаете взгляды Маха, то вы изменяете тоталитарной, целостной революционности и должны быть исключены.
Смотреть все цитаты из русской классики со словом «гносеологический»

Предложения со словом «гносеологический»

Значение слова «гносеологический»

Отправить комментарий

@
Смотрите также

Значение слова «гносеологический»

ГНОСЕОЛОГИ́ЧЕСКИЙ, -ая, -ое. Прил. к гносеология. Гносеологические взгляды. Гносеологические выводы.

Все значения слова «гносеологический»

Предложения со словом «гносеологический»

  • Однако исследования, ориентированные на анализ именно гносеологических аспектов понимания в изложенной выше интерпретации довольно часто встречаются и в психологии.

  • Вопрос о возможности познания человеком себя, понимания смыслов своего существования сталкивается с гносеологической проблемой определения того, что может выступать в качестве средства этого процесса рефлексии.

  • В истории философии сложилось несколько моделей гносеологических отношений субъекта и объекта.

  • (все предложения)

Синонимы к слову «гносеологический»

Что (кто) бывает «гносеологическим»

Морфология

Правописание

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я