Цитаты со словом «времена»
Отдельные части этой книги писались в разное
время и отрывками печатались в «Вопросах философии и психологии».
Ныне не
время созидания систем, законченных и обоснованных.
В новые
времена иссякает в господствующем сознании творческое дерзновение.
Думают о чем-то, пишут о чем-то, но были
времена, когда думали и писали что-то, когда было то, о чем теперь вспоминают, о чем пишут исследования.
Эпохи бывают бездарны, бедны гениями по собственной вине, это грех людской, а не слепая случайность, обделившая данное
время дарами свыше.
Гностицизм смешивает оккультное знание с религией, подменяет им религию, в то
время как оккультное знание должно рассматриваться как форма знания, как расширенная наука, а не как религия.
Безумная мистика церковных догматов не побоялась утверждать Троичность Божества, дерзнула сказать об одном и том же в одно и то же
время — один и три.
Рационалистические ереси всегда обходили трудности и антиномичности, не дерзали на безумие и говорили один об одном, а три о другом, один тогда-то, а три совсем в другое
время.
Должен оговориться, что под гносеологией я все
время имею в виду гносеологию критицизма, гносеологию Канта и неокантианцев.
На протяжении этой книги я все
время буду отстаивать определенную гносеологию, но гносеология эта такова, что она, по существу, не есть верховная инстанция, не может строиться без предпосылок, она подчинена, она вторична.
В то же
время роль гносеологии можно сравнить с функцией полицейской.
Первое решение долгое
время господствовало и считалось самым передовым.
[Скоро, скоро настанут
времена, когда наука восстановит в своих правах многие истины алхимии, астрологии, магии, когда реабилитированы будут знания средневековья и Возрождения.]
В теософических течениях нашего
времени нельзя не видеть возрождения гностицизма; это все то же желание узнать, не поверив, узнать, ни от чего не отрекаясь и ни к чему не обязываясь, благоразумно подменив веру знанием.
Но в последнее
время начинается движение против господства этого рационализированного опыта за восстановление в правах первичного, живого, беспредельного опыта, в котором может быть дано не только «рациональное», но и «мистическое».
Почти вся наука покоится на законе сохранения энергии; но закон сохранения энергии дан лишь вере, как и пресловутая атомистическая теория, на которой долгое
время покоилось естествознание.
Актом нашей умопостигаемой воли, в таинственной глубине бытия, до
времени, предмирно совершили мы избрание этого мира, поверили в него, определили себя к бытию в данной действительности, связались с этим миром тысячами нитей.
Само зарождение автономной философии нового
времени заключало уже в себе грех рационалистической разорванности и рассеченности, как мы видели в предшествующей главе.
В ограниченном мире А не может быть в одно и то же
время и А и не А, третье в этом мире исключается.
Но наступают
времена, когда мысль, утомленная болезненным гамлетизмом, должна вернуться к здоровому дон-кихотизму.
Гносеология должна начать с установления различия между первичным нерационализированным сознанием и сознанием вторичным, рационализированным, в то
время как обычно она начинает с сознания уже рационализированного и иного не признает.
Неудача Шеллинга тем объясняется, что он пытался чисто философски утвердить тождество субъекта и объекта, в то
время как тождество это должно быть сначала утверждено религиозно, а потом уже формулировано церковной философией.
Чтобы дерево росло, цвело и совершенствовалось, оно должно познаваться в соборном, вселенском сознании, и это познание есть в то же
время самопознание.
Все дальше и дальше отодвигается то, что должно быть сотворено, и так без конца, без разрешения конфликта
времени и вечности.
Этой истине учили мистики всех
времен.
Европейская рационалистическая философия нового
времени вращается в сфере мышления, оторванного от своих живых корней, критически-сознательно отделенного от бытия.
Пространство и
время оказываются гораздо менее реальными, чем у Канта, являются результатом процесса абстрагирования от опытов смежности и сосуществования.
Индивидуалистический эмпиризм полагает, что весь опыт есть мое субъективное состояние, в то
время как универсальный эмпиризм Лосского видит в опыте саму живую действительность в ее необъятности.
Но если во всех суждениях, из которых состоит знание, заключена сама действительность, присутствует само бытие, то возникают большие затруднения с пространством и
временем, так как мы строим суждения о действительности, отделенной от нас пространством и временем.
И Лосский принужден допустить, что бытие входит в знание, в суждение, разрывая пространство и
время, что действительность дана нам вне времени и вне пространства, что в суждении присутствует и то, что было 1000 лет тому назад, и то, что находится на другом конце мира.
А учения о пространстве и
времени Лосский не дает и откладывает до онтологии, так что все его утверждения, все его учение о суждении, вся его гносеология зависит от онтологического учения о пространстве и времени.
Лосский все
время бессознательно строит онтологическую гносеологию, которая делает невозможной материалистическую онтологию и ставит его во враждебное отношение ко всем формам позитивизма.
Лосский во многих местах выдает себя, особенно когда говорит о зависимости теории суждения от онтологической проблемы пространства и
времени.
Лосский все
время идет от бытия, а не от мышления, не от субъекта, и в этом вся оригинальность его точки зрения.
Пространство,
время, все категории познания, все законы логики суть свойства самого бытия, а не субъекта, не мышления, как думает большая часть гносеологических направлений.
Материя есть действительность, но действительность болезненная, равно как и пространство и
время.
Мы воспринимаем болезненную сыпь мира — являющееся нам в пространстве и
времени материальное бытие.
Кто из нас не испытывал желания жить одновременно и в своем отечестве, волнуясь всеми интересами своей родины, и в то же
время где-нибудь в Париже, Лондоне или Швейцарии в кругу других, но тоже близких интересов и людей?
Пространство и
время сковывают нас, мешают охватить всю полноту бытия.
Спрашивается, всякое ли знание охватывает бытие, преодолевая пространство и
время, или только высшее знание, знание метафизическое, всякое ли восприятие — мистическое или только высшее восприятие, восприятие квалифицированное?
Безумно думать, что бытие грядет во
времени, но что его еще не было и нет.
Реальность бытия не зависит от
времени, как хотят уверить поклоняющиеся будущему.
Все живущее во все
времена в разных формах ощущало, что вне времени, в вечности, предмирно было совершено какое-то страшное преступление, что все и все в этом преступлении участвовали и за него ответственны.
Непосредственно, первично ощущаемый всеми людьми и во все
времена первородный грех не мог иметь своего начала во времени и в этом мире.
Грехопадение совершилось предвечно и предмирно, и из него родилось
время — дитя греха и данный нам мир — результат греховности.
Вне
времени, в вечности, все моменты бытия — грехопадение, искупление и окончательное спасение — свершаются, нет там временной, хронологической последовательности, а есть лишь идеальное, вневременное совершение.
Бытие есть трагедия, в которой все акты не следуют один за другим во
времени, а идеально пребывают в абсолютной действительности.
Конец мировой трагедии так же предвечно дан, как и ее начало; само
время и все, что в нем протекает, есть лишь один из актов трагедии, болезнь бытия в момент его странствования.
Нельзя осмыслить мирового процесса, если не допустить мистической диалектики бытия, предвечно совершающейся и завершающейся вне
времени и вне всех категорий нашего мира и в одном из своих моментов принявшей форму временного бытия, скованного всеми этими категориями.
Болезнь эта прежде всего выразилась в том, что все стало временным, т. е. исчезающим и возникающим, умирающим и рождающимся; все стало пространственным и отчужденным в своих частях, тесным и далеким, требующим того же
времени для охватывания полноты бытия; стало материальным, т. е. тяжелым, подчиненным необходимости; все стало ограниченным и относительным; третье стало исключаться, ничто уже не может быть разом А и не-А, бытие стало бессмысленно логичным.
Цитаты из русской классики со словом «времена»
Ассоциации к слову «времена»
Синонимы к слову «времена»
Предложения со словом «время»
- У нас, знаете, в последнее время много работы, – добавил он, словно стремясь объяснить свою оплошность.
- Каждый ряд надписи, вероятно, состоял из двенадцати знаков, хотя в настоящее время последние руны в трёх рядах повреждены напаянным ушком.
- Через какое-то время пришёл первый заказ, потом второй, потом ещё и ещё…
- (все предложения)
Сочетаемость слова «время»
Значение слова «времена»
«Времена» — информационно-аналитическая телепрограмма «Первого канала», выходившая в эфир в 2000—2008 годах. В программе участвуют ведущий Владимир Познер, четыре гостя (депутаты, научные деятели, члены правительства) и неспециалист, изначально не посвящённый в суть дискуссии («свежая голова»). Программа выходила в прямом эфире на Дальнем Востоке, остальные зрители видели её в записи. (Википедия)
Все значения слова ВРЕМЕНА
Афоризмы русских писателей со словом «времена»
- Поверить новым временам
Не так легко при ста обманах.
И впрямь нужна ли правда нам
В разоблачительных романах?
И нужно ли разоблачать
То, что давно уже знакомо:
Умение не замечать
Попранье права и закона?
- Посмотри, как быстролетны
Времена!
- Суровостью времен веселость умерщвленна.
- (все афоризмы русских писателей)
Дополнительно