Цитаты со словом «века»
Великое значение Ницше для нашей эпохи в том и заключается, что он с неслыханной дерзостью решился сказать что-то; он нарушил этикет критической эпохи, пренебрег приличиями научного
века, был самой жизнью, криком ее глубин, а не — о жизни.
Философия перестала быть сакраментальной, как была в древности и в средние
века, она подверглась обмирщанию и стала философией полицейской, неблагодатной.
Даже германский идеализм начала XIX
века, идеализм Фихте, Гегеля и Шеллинга, при всей своей творческой мощи не в силах был справиться с этими роковыми для всякой философии проблемами.
Протестантско-рационалистическое богословие XIX
века (Ричль, Гарнак) заложено в кантианстве.
Воинствующий рационализм так характерен для второй половины XIX
века, хотя позитивный дух этого века значительно отличается от просветительного духа века XVIII.
Романтическая реакция начала XIX
века оплодотворила свой век историзмом и идеей развития.
Гностики первых
веков христианской эры были могучими умами, с творческой фантазией, среди них были такие гении, как Валентин.
Естествознание и техника XIX
века обязаны своим развитием христианству, хотя и не сознают этого, так как сбивает с толку средневековье, бывшее прямым последствием христианства.
В этом случае роковым образом само «сознание вообще» становится трансцендентным, как то и обнаружилось в германском идеализме начала XIX
века.
Культурный человек конца XIX
века возжелал освобождения от натуральной необходимости, от власти социальной среды, от ложного объективизма.
Средние
века, которые будут для нас вечным поучением и ко многим сторонам которых мы неустанно должны возвращаться, особенно поучительны сочетанием небесной мечты с земной силой этого мира, лежавшего еще во зле.
Средние
века — самая загадочная и чарующая эпоха мировой истории, полная антитезисов и противоречий.
Средние
века не есть эпоха варварства и тьмы; этот старый взгляд давно уже оставлен культурными историками, наоборот, это эпоха великого напряжения духа, великого томления по абсолютному, неустанной работы мысли, это эпоха культурная и творческая, но не дневного творчества, а ночной культуры.
О, мы прекрасно знаем, что средневековые люди нередко были полны грубости и жестокости, что средневековая теократия была подменой власти Божьей властью человеческой, что с
веками этими связана инквизиция и суеверия, но все это только подчеркивает двойственный и сложный характер эпохи.
Средние
века были устремлены к небу, в религиозном своем сознании проклинали землю, и земля оставалась языческой, само царство небесное на земле становилось язычески земным.
Вся античная культура вошла в средневековье, мировая душа жила и развивалась в течение этих оклеветанных
веков.
Почему же идеалы средних
веков не удались, не реализовались, почему наступила эпоха нового богоотступничества, светского гуманизма, возрождения язычества, а затем атеистического позитивизма и позитивного социального строительства?
В конце XIX
века появляются Ницше, декадентство и безрелигиозная мистика.
Процесс истории привел человечество XIX
века к идее прогресса, которая стала основной, вдохновляющей, стала как бы новой религией, новым богом.
Развитие охраняет вневременное достояние прошлого, продолжает дело прошлого, раскрывает содержание семени, посеянного не только в глубине
веков, но и в глубине вечности.
Смысл мировой истории не в благополучном устроении, не в укреплении этого мира на
веки веков, не в достижении того совершенства, которое сделало бы этот мир не имеющим конца во времени, а в приведении этого мира к концу, в обострении мировой трагедии, в освобождении тех человеческих сил, которые призваны совершить окончательный выбор между двумя царствами, между добром и злом (в религиозном смысле слова).
В XIII
веке францисканцы проповедовали о трех эпохах — Отца, Сына и Духа Св., и эпоху Духа начинали с св. Франциска.
В начале XIX
века Баадер и Шеллинг учили, что религиозное откровение должно перейти в новый фазис Св.
Духа не могла еще наступить не только в XIII
веке, но и в XIX веке, не настали еще времена и сроки.
В России в начале XIX
века было довольно сильное мистическое движение, много было мистических кружков, была обширная мистическая литература, переводная и оригинальная.
С трудом можно найти следы этой мистики в русской литературе и русском самосознании XIX
века.
Это должно было бы быть предостережением для русского мистического движения начала XX
века.
Чем объяснить неудачу русской мистики начала XIX
века?
Наш национальный мистицизм XIX
века, мистицизм Чаадаева, некоторых славянофилов, Достоевского, Вл. Соловьева и др., тем и ценен, что в нем так остро ставится проблема религиозного смысла истории, проблема Востока и Запада, проблема национального мессианизма, т. е. в пределе своем проблема апокалиптическая.
У Гюисманса, утонченного упадочника с притупленной восприимчивостью и больной чувственностью, был интерес к сатанизму, он пожелал экспериментально проверить природу сатанизма, игравшего такую роль в родные ему средние
века, но не было у него никогда сатанинского уклона воли.
Но взгляд Гюисманса обращен назад, к средним
векам.
Он бежит в средние
века от современности, все его последующие книги рассказывают об этом бегстве.
«Этот
век позитивистов и атеистов все уничтожил, кроме сатанизма, которого он не мог сдвинуть ни на один шаг».
«Но он делал это в средние
века».
Беспокоит его, что католическое духовенство не поймет его: «Они ответят мне, что мистика была интересна в средние
века, что она находится в противоречии с современностью.
Скоро, быть может, мы увидим возрождение католической литературы, подобное тому, которое видело начало XIX
века.
Это чувствуется уже у Гюисманса, у Верлена, которых интересно сопоставить с христианствующими романтиками начала прошлого
века.
XVIII
век, полный рационалистического пыла, не раздавил ненавистного ему чудовища, а в XIX веке оно вновь поднялось и возродилось к новой жизни.
То, что представляется рационалистам и позитивистам остатком средневековья, могущественно и славно и в
веке XX.
Также и романтики начала XIX
века становились католиками.
Цитаты из русской классики со словом «века»
Ассоциации к слову «века»
Предложения со словом «век»
- Это – театральные критики прошлого века начнут переворачиваться в своих гробах…
- Это может показаться смешным, но когда хочется прихватить с собой пару бутербродов, а положить их банально не во что – на многие неприметные пустяки из двадцать первого века начинаешь смотреть совсем иначе.
- И в этом смысле есть основания считать, что попытки нашего поколения развивать эту склонность в конце двадцатого века имеют под собой некую историческую основу.
- (все предложения)
Предложения со словом «веко»
- Это – театральные критики прошлого века начнут переворачиваться в своих гробах…
- К началу двадцатого века примерно половина торговых судов мира ходила под английским флагом.
- Это может показаться смешным, но когда хочется прихватить с собой пару бутербродов, а положить их банально не во что – на многие неприметные пустяки из двадцать первого века начинаешь смотреть совсем иначе.
- (все предложения)
Сочетаемость слова «веко»
Значение слова «век»
ВЕК, -а (-у), предл. о ве́ке, на веку́, мн. века́ и (устар.) ве́ки, м. 1. Промежуток времени в сто лет; столетие. Двадцатый век. В прошлом веке. Четверть века. (Малый академический словарь, МАС)
Все значения слова ВЕК
Значение слова «веко»
Веки — подвижные кожные складки вокруг глаз у позвоночных животных. Защищают глаза от внешних повреждений, способствуют смачиванию их слёзной жидкостью, очищению роговицы и склеры, способствуют фокусировке зрения и регулированию внутриглазного давления, участвует в формировании оптической геометрии роговицы. У млекопитающих на свободном крае века расположены ресницы и устья желёз. (Википедия)
Все значения слова ВЕКО
Афоризмы русских писателей со словом «век»
- Я верю: новый век взойдет
Средь всех несчастных поколений.
- Век прожить — не поле
Пройти за сохою…
- Какое емкое явление — век! В нем успевают вместиться много поколений, событий, изменений лица культуры.
- (все афоризмы русских писателей)
Дополнительно