— В том суть-с, что наша интеллигенция не имеет ничего общего с народом, что она жила и живет изолированно от народа, питаясь иностранными образцами и проводя в жизнь
чуждые народу идеи и представления; одним словом, вливая отраву и разложение в наш свежий и непочатый организм. Спрашивается: на каком же основании и по какому праву эта лишенная почвы интеллигенция приняла на себя не принадлежащую ей роль руководительницы?
Об этих стихах г. Милюков совершенно справедливо говорит, что они «принесены к нам первоначально из Греции и остались совершенно
чуждыми народу, который, слушая слепых нищих, не заимствовал у них ни одной песни и не знал, о чем они поют».
Перед силой его роковой // Ты поникла челом идеальным, // И лежишь ты в отчизне чужой // На кладбище пустом и печальном. // Позабыл тебя
чуждый народ // В тот же день, как земле тебя сдали, // И давно там другая поет, // Где цветами тебя осыпали. // Там светло, там гудет контрабас, // Там по-прежнему громки литавры. // Да! на севере грустном у нас // Трудны деньги и дороги лавры!
В сущности, одна интеллигенция, преимущественно наехавшая из-за границы, наиболее
чуждая народу, но самая демагогическая по своим приемам, изгоняет другую интеллигенцию, более деловую, ближе стоявшую к народной жизни и не прибегающую к бессовестной демагогии.
Неточные совпадения
И те и другие подозрительны, недоверчивы: спасаются от опасностей за системой замкнутости, как за каменной стеной; у обоих одна и та же цивилизация, под влиянием которой оба
народа, как два брата в семье, росли, развивались, созревали и состарелись. Если бы эта цивилизация была заимствована японцами от китайцев только по соседству, как от чужого племени, то отчего же манчжуры и другие
народы кругом остаются до сих пор
чуждыми этой цивилизации, хотя они еще ближе к Китаю, чем Япония?
Это очень русская тема,
чуждая более социализированным
народам западной цивилизации.
И
народ плохо принимал просвещение, которое ему предлагала интеллигенция,
чуждая религиозным верованиям
народа.
Познанием
чуждого языка становимся мы гражданами тоя области, где он употребляется, собеседуем с жившими за многие тысячи веков, усвояем их понятия; и всех
народов и всех веков изобретения и мысли сочетоваем и приводим в единую связь.
Если бы христианство предлагалось людям в его истинном, а не извращенном виде, то оно бы не было принято большинством людей, и большинство это осталось бы
чуждым ему, как чужды ему теперь
народы Азии. Приняв же его в извращенном виде,
народы, принявшие его, подверглись хотя и медленному, но верному воздействию его и длинным, опытным путем ошибок и вытекающих из них страданий приведены теперь к необходимости усвоения его в его истинном значении.