Неточные совпадения
Будущее всей христианской
культуры старой Европы подвергается величайшей опасности.
Если мировая война будет еще долго продолжаться, то все народы Европы со старыми своими
культурами погрузятся во тьму и мрак.
Темные разрушительные силы, убивающие нашу родину, все свои надежды основывают на том, что во всем мире произойдет страшный катаклизм и будут разрушены основы христианской
культуры.
Я думал, что мировая война выведет европейские народы за пределы Европы, преодолеет замкнутость европейской
культуры и будет способствовать объединению Запада и Востока.
Но духовная
культура России, то ядро жизни, по отношению к которому сама государственность есть лишь поверхностная оболочка и орудие, не занимает еще великодержавного положения в мире.
Она не училась у Европы, что нужно и хорошо, не приобщалась к европейской
культуре, что для нее спасительно, а рабски подчинялась Западу или в дикой националистической реакции громила Запад, отрицала
культуру.
Давно уже германизм проникал в недра России, незаметно германизировал русскую государственность и русскую
культуру, управлял телом и душой России.
И всего более должна быть Россия свободна от ненависти к Германии, от порабощающих чувств злобы и мести, от того отрицания ценного в духовной
культуре врага, которое есть лишь другая форма рабства.
Западная Европа и западная
культура станет для России имманентной; Россия станет окончательно Европой, и именно тогда она будет духовно самобытной и духовно независимой.
Европа перестанет быть монополистом
культуры.
Культура перестанет быть столь исключительно европейской и станет мировой, универсальной.
В ней нет дара создания средней
культуры, и этим она действительно глубоко отличается от стран Запада, отличается не только по отсталости своей, а по духу своему.
А история
культуры и общественности вся ведь в среднем и относительном; она не абсолютна и не конечна.
Поэтому же трудно русским создавать относительную
культуру, которая всегда есть дело предпоследнее, а не последнее.
Так в серединной
культуре он всегда готов отдаться во власть германизма, германской философии и науки.
Раскрытие мужественного духа в России не может быть прививкой к ней серединной западной
культуры.
Русская
культура может быть лишь конечной, лишь выходом за грани
культуры.
Мы давно уже говорили о русской национальной
культуре, о национальном сознании, о великом призвании русского народа.
Самое правое, консервативное направление может защищать известный тип
культуры.
В самом консервативном типе
культуры темная стихия проходит через работу и преодоление человеческого духа и сознания.
Русская реакция по существу всегда враждебна всякой
культуре, всякому сознанию, всякой духовности, за ней всегда стоит что-то темно-стихийное, хаотическое, дикое, пьяное.
В России есть трагическое столкновение
культуры с темной стихией.
Как бы далеко ни заходило просветление и подчинение
культуре русской земли, всегда остается осадок, с которым ничего нельзя поделать.
В ней есть вечные мистические реакции против всякой
культуры, против личного начала, против прав и достоинства личности, против всяких ценностей.
Эта погруженность в стихию русской земли, эта опьяненность стихией, оргийное ее переживание не совместимы ни с какой
культурой ценностей, ни с каким самосознанием личности.
Всякое идеализирование природно-стихийной народной мистики враждебно
культуре и развитию.
Мистике народной стихии должна быть противопоставлена мистика духа, проходящего через
культуру.
Пьяной и темной дикости в России должна быть противопоставлена воля к
культуре, к самодисциплине, к оформлению стихии мужественным сознанием.
В русской стихии есть вражда к
культуре.
А путь
культуры — средний путь.
И для судьбы России самый жизненный вопрос — сумеет ли она себя дисциплинировать для
культуры, сохранив все свое своеобразие, всю независимость своего духа.
И где же можно найти настоящее обоготворение Западной Европы и западноевропейской
культуры, как не в России и не у русских?
А вот и обратная сторона парадокса: западники оставались азиатами, их сознание было детское, они относились к европейской
культуре так, как могли относиться только люди, совершенно чуждые ей, для которых европейская
культура есть мечта о далеком, а не внутренняя их сущность.
И еще не следует смешивать темного, дикого, хаотического азиатского Востока с древней
культурой азиатского Востока, представляющего самобытный духовный тип, привлекающий внимание самых культурных европейцев.
На Востоке — колыбель всех великих религий и
культур.
И на вершинах европейской
культуры подлинно культурный европейский человек не может чувствовать презрения к своим древним истокам.
Старинная культурная европейская душа не может идолопоклонствовать перед европейской
культурой и не может презирать
культуру Востока.
Только темная еще азиатская душа, не ощутившая в своей крови и в своем духе прививок старой европейской
культуры, может обоготворять дух европейской
культуры, как совершенный, единый и единственный.
И она же не чувствует древних
культур Востока.
На Востоке должна быть пробуждена самобытная творческая активность, созидающая новую
культуру, и это возможно лишь на религиозной почве.
В русском человеке нет узости европейского человека, концентрирующего свою энергию на небольшом пространстве души, нет этой расчетливости, экономии пространства и времени, интенсивности
культуры.
Эта ширь не требовала интенсивной энергии и интенсивной
культуры.
Эти мещанские плоды европейской
культуры вызывали негодование Герцена, отвращение К. Леонтьева, и для всякой характерно русской души не сладостны эти плоды.
Вопрос об интенсивной
культуре, предполагающей напряженную активность, еще не делался для него вопросом жизни и судьбы.
Это означает радикально иное отношение к государству и
культуре, чем то, которое было доныне у русских людей.
Культура же должна стать более интенсивной, активно овладевающей недрами и пространствами и разрабатывающей их русской энергией.
Русская
культура и русская общественность могут твориться лишь из глубины русской души, из ее самобытной творческой энергии.
Некоторые славянофильствующие и в наши горестные дни думают, что если мы, русские, станем активными в отношении к государству и
культуре, овладевающими и упорядочивающими, если начнем из глубины своего духа создавать новую, свободную общественность и необходимые нам материальные орудия, если вступим на путь технического развития, то во всем будем подобными немцам и потеряем нашу самобытность.
Россия совмещает в себе несколько исторических и культурных возрастов, от раннего средневековья до XX века, от самых первоначальных стадий, предшествующих культурному состоянию, до самых вершин мировой
культуры.
В России произошла централизация
культуры, опасная для будущего такой огромной страны.