Неточные совпадения
В формуле К. Леонтьева
есть некоторое эстетическое преувеличение, но
есть в ней и несомненная
истина, в ней ставится очень интересная проблема русской народной психологии.
Истина о положительной связи национальности и человечества может
быть выражена и с другой, противоположной стороны.
Для славянофилов Польша
была тем Западом внутри славянского мира, которому они всегда противополагали русский православный Восток, носитель высшего духовного типа и полноты религиозной
истины.
На более глубокую почву должна
быть поставлена та
истина, что величайшие достижения человеческой общественности связаны с творческой властью человека над природой, т. е. с творчески-активным обращением к космической жизни, как в познании, так и в действии.
Абсолютная
истина о непротивлении злу насилием не
есть закон жизни в этом хаотическом и темном мире, погруженном в материальную относительность, внутренно проникнутом разделением и враждой.
Но эта слабость и узость человеческого сознания, эта выброшенность человека на поверхность не может
быть опровержением той великой
истины, что каждый человек — всемирный по своей природе и что в нем и для него совершается вся история.
Правда, предшественниками в этом отрицании
истины были древние софисты.
Взгляды эмпириков и позитивистов на
истину были противоречивы и неопределенны, но в сущности они также признавали ее несомненность, как и противоположные философские направления, для которых
истина стала абсолютной.
Но марксистская философия, которая
есть философия praxis, признает
истину орудием борьбы революционного пролетариата, у которого
истина иная, чем у классов буржуазных, даже когда речь идет об
истинах наук о природе.
Иррациональная философия жизни в сущности
истиной не интересуется, но в этой философии
есть доля
истины, той
истины, что познание
есть функция жизни.
В широких философских наивных кругах торжествует релятивизм и историзм, в которых
есть доля правды по сравнению со старым статическим пониманием
истины, но
есть еще большая доля коренной лжи.
Тот хаос, в который сейчас ввергнут мир и за ним мысль, должен
был бы привести к пониманию неразрывной связи
истины с существованием Логоса, Смысла.
В конце концов на большей глубине открывается, что
Истина, целостная
истина есть Бог, что
истина не
есть соотношение или тождество познающего, совершающего суждение субъекта и объективной реальности, объективного бытия, а
есть вхождение в божественную жизнь, находящуюся по ту сторону субъекта и объекта.
Нужно прежде всего сказать, что
истина не
есть соответствие в познающем объективно данной реальности.
Когда я говорю, что передо мной стол, то это
есть некоторая частная
истина, но нет соответствия между этим столом и моим утверждением, что это стол.
Но
истина не
есть также соответствие разума с самим собой и своими общеобязательными законами.
Истина, которой должны
быть соподчинены все частные
истины, не отвлеченно-разумна, а духовна.
Истина не
есть пребывание в замкнутой мысли, в безвыходном круге сознания, она
есть размыкание и раскрытие.
Для духовной общности людей высокой ступени раскрывается
истина, которая
есть трансцендирование объективного, вернее объективированного мира.
Целостная
истина есть не отражение или соответствие реальности мира.
Истина есть торжество духа.
Целостная
истина есть Бог.
Раскрытие
Истины есть творческий акт духа, человеческий творческий акт, творческий акт, преодолевающий рабство у объективного мира.
Познание
истины есть не выработка рациональных понятий, а прежде всего оценка.
Истина есть свет Логоса, возгоревшийся в самом бытии, если употреблять традиционную терминологию, или в глубине существования, или жизни.
Познание не
есть только интеллектуальный процесс, в нем действуют все силы человека, волевое избрание, притяжение и отталкивание от
Истины.
Совершенно ошибочен взгляд прагматизма, что
Истина есть полезное для жизни.
Истина может
быть вредна для устройства обыденной жизни.
Христианская
Истина могла
быть даже очень опасна, от нее могли рухнуть все государства и цивилизации.
И потому чистая
Истина христианства
была приспособлена к обыденной человеческой жизни и искажена,
было исправлено дело Христа, как говорит Великий Инквизитор у Достоевского.
«Субъективность», противоположная
истине и глубокой реальности, «субъективность» замкнутая, неспособная к трансцендированию, к выходу из себя, и
есть как раз определяемость извне.
Это
есть также миф о существовании
Истины, без которого трудно говорить об
истине чего бы то ни
было, не только об
Истине, но и об
истинах.
Это
будет торжеством царства Духа над царством Кесаря, торжеством
Истины не только над ложью, но и над частичными, дробными
истинами, претендующими на руководящее значение.
Истина, единая цельная
Истина есть Бог, и познание
Истины есть вхождение в божественную жизнь.
Познание
истины не может
быть только человеческим познанием, но не может
быть и только божественным познанием, как, например, в монистическом идеализме Гегеля, оно может
быть только богочеловеческим познанием.
Познание
истины есть творческая активность человека, который несет в себе образ и подобие Божие, т. е. заключает в себе и божественный элемент.
Познание
Истины есть преображение, просветление мира, а не отвлеченное познание, в нем теория и практика совпадают.
Лучше можно сказать, что Бог
есть Смысл и
Истина мира, Бог
есть Дух и Свобода.
Истина совсем не
есть слуга человека, и она оправдывается совсем не пользой, которую она приносит.
Если жизнь, созданная после социальной революции,
будет уродлива и
будет находиться на очень низком уровне познания
истины, то это
будет показателем внутренней порчи.
Вне этой
истины свободы нет, вне ее
есть ложь, ложная формальная свобода, утверждаемая в капиталистических обществах».
Для христианства
истина есть также Путь и Жизнь.
Истина о свободе
была запечатлена кровью мучеников.
В либерализме всегда-то
была доля
истины, но она
была совершенно извращена и искажена.
Веротерпимость связана с тем, что
истина бесконечна, открывает бесконечный путь, и превращение
истины в конечность, что
есть нетерпимость и фанатизм,
есть в сущности измена
истине.
Если допущение существования классовой
истины и добра
есть бессмыслица, то вполне можно допустить существование классовой лжи и неправды.
Или она
есть наконец открываемая сущая
истина?
Во втором случае случилось настоящее чудо: в середине XIX в. впервые открылась настоящая
истина об историческом процессе, которая не
есть только «надстройка» и отражение экономики.
Они скажут, что марксистская теория
есть относительная
истина, как и все
истины, и вместе с тем
истина очень полезная в социальной борьбе.