Неточные совпадения
Самоценность же мысли и
познания у нас всегда отрицалась.
Тот, кто находится внутри, в самой глубине европейского процесса
познания, а не со стороны благоговейно на него смотрит, постигает внутреннюю трагедию европейского разума и европейской науки, глубокий их кризис, мучительную неудовлетворенность, искание новых путей.
Русь совсем не свята и не почитает для себя обязательно сделаться святой и осуществить идеал святости, она — свята лишь в том смысле, что бесконечно почитает святых и святость, только в святости видит высшее состояние жизни, в то время как на Западе видят высшее состояние также и в достижениях
познания или общественной справедливости, в торжестве культуры, в творческой гениальности.
Но есть и опасность, есть отвращение от путей
познания, есть уклон к народнически обоснованному невежеству.
На более глубокую почву должна быть поставлена та истина, что величайшие достижения человеческой общественности связаны с творческой властью человека над природой, т. е. с творчески-активным обращением к космической жизни, как в
познании, так и в действии.
Только путь расслоения, раздвоения и дифференциации жизни дает настоящий опыт и
познание жизни.
Иррациональная философия жизни в сущности истиной не интересуется, но в этой философии есть доля истины, той истины, что
познание есть функция жизни.
Научное
познание обычно определяют, как
познание того или иного объекта.
Но в глубине и самое позитивное, точное научное
познание природного мира заключает в себе отблеск Логоса.
Этот объективизм в понимании истины и истинного
познания свойствен совсем не только так называемому наивному реализму, который отвергается большей частью философских направлений.
Преобладает все-таки понимание
познания как соответствия «объективной» реальности, которая открывается.
Никто никогда не объяснил, как реальность бытия может переходить в идеальность
познания.
Существуют степени
познания истины, зависящие от ступеней общности людей и их общности с мировым целым.
Вершина
познания есть не выход через объективизацию, а выход через трансцендирование.
И логическая общеобязательность
познания носит характер социологический.
Я не раз писал уже, что
познание зависит от духовной общности людей.
И лучи этой целостной, божественной, логосной Истины падают и на научное, частичное
познание, обращенное к данной, объективной мировой деятельности.
Познание активно, а не пассивно.
Признание творчески активного характера
познания совсем не означает идеализма, скорее наоборот.
Познание истины есть не выработка рациональных понятий, а прежде всего оценка.
Все познающие в разных сферах
познания признают логику и ее законы, почитаемые непреложными, но могут отрицать Логос, целостный духовный Разум-Слово.
Экзистенциалисты антирелигиозного типа так низко мыслят о человеке, так понимают его исключительно снизу, что остается непонятным самое возникновение проблемы
познания, возгорание света Истины.
Почему возможна трагедия
познания, почему свет Логоса не всегда освещает познавательный путь человека, как существа духовного, превышающего мир?
Познание не есть только интеллектуальный процесс, в нем действуют все силы человека, волевое избрание, притяжение и отталкивание от Истины.
Создание особенного мировоззрения, часто иллюзорного мировоззрения в зависимости от направления сознания, имеет характер прагматический, которого не имеет
познание истинной реальности.
Экзистенциальная философия есть субъективный метод в философии, она утверждает
познание мира в человеческом существовании и через человеческое существование, она антропоцентрична.
Оценка есть путь
познания так называемых наук о духе, но эта оценка отражается на дух, а не на сферу объективации, которая существует не только в явлениях природы, но и в явлениях психических и социальных.
В
познании духовном, глубинно-экзистенциальном, раскрываются Истина и Смысл.
Объективное
познание знает только царство Кесаря и не знает царство Духа.
Истина, единая цельная Истина есть Бог, и
познание Истины есть вхождение в божественную жизнь.
Познание истины не может быть только человеческим
познанием, но не может быть и только божественным
познанием, как, например, в монистическом идеализме Гегеля, оно может быть только богочеловеческим
познанием.
Познание истины есть творческая активность человека, который несет в себе образ и подобие Божие, т. е. заключает в себе и божественный элемент.
Познание Истины, к которому стремится философия, невозможно через отвлеченный разум, оперирующий понятиями, оно возможно только через духовно целостный разум, через дух и духовный опыт.
Приходят к тому, что философское
познание должно быть экзистенциально, но оно невозможно, потому что познающий разум не может познавать существования, которое никогда не может быть объектом.
Но
познание существования вне объективизации возможно через Дух, возможно духовное
познание, которое на вершинах всегда существовало, оно было еще в древней Индии.
Духовное
познание есть богочеловеческое
познание,
познание не разумом и не чувством, а целостным Духом.
Отрицание богочеловеческого
познания Истины ведет к подмене Истины пользой, интересом, волей к могуществу.
Познание Истины есть преображение, просветление мира, а не отвлеченное
познание, в нем теория и практика совпадают.
В человеке есть активное, творческое начало, с которым связано
познание.
Познание заключает в себе элемент теургический.
Когда в прошлом философы говорили о врожденных идеях, то, благодаря статическому характеру их мышления, они плохо выражали истину об активном духе в человеке и человеческом
познании.
Поразительно, что человек не настолько раздавлен дурной бесконечностью мира, чтобы лишиться возможности
познания Истины.
Не только рассудок, но и разум не мог бы открыть возможность
познания истины, это делает исключительно дух.
Но что может означать дуализм двух миров и как согласовать с ним научное
познание?
Но как согласовать с этим возможность научного
познания?
Если жизнь, созданная после социальной революции, будет уродлива и будет находиться на очень низком уровне
познания истины, то это будет показателем внутренней порчи.
Нельзя смешивать логическую необходимость в
познании и необходимость в самой жизни мира; но и в самом
познании нет исключительной логической необходимости, которая занимает лишь часть
познания.
Необходимо признать, что существует и иррациональное
познание и оно играет большую роль.
Только потому и возможно
познание иррационального.
Возможна ли свобода без
познания истины и возможно ли
познание истины без свободы?
Неточные совпадения
Нет спора, что можно и даже должно давать народам случай вкушать от плода
познания добра и зла, но нужно держать этот плод твердой рукою и притом так, чтобы можно было во всякое время отнять его от слишком лакомых уст.
Ему было девять лет, он был ребенок; но душу свою он знал, она была дорога ему, он берег ее, как веко бережет глаз, и без ключа любви никого не пускал в свою душу. Воспитатели его жаловались, что он не хотел учиться, а душа его была переполнена жаждой
познания. И он учился у Капитоныча, у няни, у Наденьки, у Василия Лукича, а не у учителей. Та вода, которую отец и педагог ждали на свои колеса, давно уже просочилась и работала в другом месте.
— Нет, я спросил не для каких-либо, а потому только, что интересуюсь
познанием всякого рода мест, — отвечал на это Чичиков.
Слишком сильные чувства не отражались в чертах лица его, но в глазах был виден ум; опытностию и
познанием света была проникнута речь его, и гостю было приятно его слушать; приветливая и говорливая хозяйка славилась хлебосольством; навстречу выходили две миловидные дочки, обе белокурые и свежие, как розы; выбегал сын, разбитной мальчишка, и целовался со всеми, мало обращая внимания на то, рад ли или не рад был этому гость.
Брат Василий задумался. «Говорит этот человек несколько витиевато, но в словах его есть правда, — думал <он>. — Брату моему Платону недостает
познания людей, света и жизни». Несколько помолчав, сказал так вслух: