Неточные совпадения
Русский
человек не ставил себе задачей выработать и дисциплинировать личность, он слишком склонен был полагаться на то, что органический
коллектив, к которому он принадлежит, за него все сделает для его нравственного здоровья.
Человек должен жить в органическом
коллективе, послушный его строю и ладу, образовываться своим сословием, своей традиционной профессией, всем традиционным народным укладом.
В этом отношении совершенно ложна метафизика коллективизма, которая в социальном
коллективе видит реальность, стоящую над
человеком.
Коллектив есть не реальность, а известная направленность
людей и групп, состояние, в котором они находятся.
Люди мыслили и судили по принадлежности к «
коллективу» племени, нации, государства, семьи, сословия, конфессии и пр.
Когда падают старые авторитеты, когда не верят больше в суверенитет монархий или демократий, то создается авторитет и суверенность
коллектива, но это всегда означает внутреннюю неосвобожденность
человека и некоммюнотарность
людей.
Коллективизм не хочет знать живого отношения
человека к
человеку, он знает лишь отношение
человека к обществу, к
коллективу, который уже определяет отношение
человека к
человеку.
И вот что самое важное: в «коллективистичную» эпоху происходит не только социализация и коллективизация экономической и политической жизни, но и совести, мысли, творчества, экстериоризации совести, т. е. перенесение ее из глубины
человека, как духовного существа, вовне, на
коллектив, обладающий авторитарными органами.
Объективация страстей, интересов, ненависти
людей и групп может принять форму
коллектива.
В марксизме есть две тенденции — тенденция к объективации и отчуждению
человека в
коллектив, и тенденция к субъективизму, к освобождению труда и трудящихся от власти общества, к гуманизации общества.
Совершенно неверно, когда говорят, что новый советский
человек есть
человек коллективный и живет в
коллективе, а старый интеллигент был индивидуалистом.
Это достигают через потерю памяти смертной, через окончательное погружение
человека в жизнь
коллектива вплоть до уничтожения личного сознания.
Неточные совпадения
Мировая гармония, торжество мирового разума, прогресс, благо и процветание всякого рода
коллективов — государств, наций, обществ, — сколько идолов, которым подчиняют
человека или он сам себя подчиняет!
Ортодоксия имеет социологическую природу и означает авторитет организованного
коллектива над свободной личностью, над свободным духом
человека.
Он, в конце концов, увидел
человека как исключительный продукт общества, класса и подчинил целиком
человека новому обществу, идеальному социальному
коллективу вместо того, чтобы подчинить общество
человеку, окончательно освободить
человека от категории социального класса.
Но в результате социальный
коллектив, в котором
человек должен был быть освобожден от эксплуатации и насилия, делается поработителем человеческой личности.
Если полезно каяться и смиряться отдельным
людям, то ещё полезнее было бы вступить на путь покаяния и смирения
коллективам, государствам, нациям, церквам.