Неточные совпадения
Чужд русскому народу империализм в западном и буржуазном
смысле слова, но он покорно отдавал свои силы на создание империализма, в котором сердце его не
было заинтересовано.
Интеллигенты-отщепенцы в известном
смысле были более национальны, чем наши буржуазные националисты, по выражению лица своего похожие на буржуазных националистов всех стран.
И славянофилы не
были националистами в обычном
смысле этого слова.
И если
есть желанный
смысл этой войны, то он прямо противоположен тому
смыслу, который хочет установить Розанов.
Смысл этот может
быть лишь в выковывании мужественного, активного духа в русском народе, в выходе из женственной пассивности.
В русской земле, в русском народе
есть темная, в дурном
смысле иррациональная, непросветленная и не поддающаяся просветлению стихия.
И по своему географическому положению, и по коренным свойствам своей расы англичане — самый империалистический, и
быть может, единственный империалистический народ в современном
смысле слова.
Славянофилов же нельзя даже назвать мессианистами в строгом
смысле слова, они скорее националисты, и по сознанию своему они стоят многими головами ниже польских мессианистов, которые должны
быть признаны первыми провозвестниками славянской идеи.
Они знают, что война
есть великое зло и кара за грехи человечества, но они видят
смысл мировых событий и вступают в новый исторический период без того чувства уныния и отброшенности, которое ощущают люди первого типа, ни в чем не прозревающие внутреннего
смысла.
Историческая борьба России с Польшей имела положительный
смысл, и духовное своеобразие русского народа
было в ней утверждено навеки.
Навязывание абсолютного закона относительной жизни
есть доктринерство, лишенное всякого внутреннего
смысла.
Оправдание всякого народа, как и всякого человека, перед высшим
смыслом жизни может
быть лишь динамическим, а не статическим.
Слово само по себе божественно, и божественный
смысл слов может
быть выявлен лишь в атмосфере свободы, реализм слов в борьбе побеждает номинализм слов.
Тот хаос, в который сейчас ввергнут мир и за ним мысль, должен
был бы привести к пониманию неразрывной связи истины с существованием Логоса,
Смысла.
Смысл же не
есть торжество логики, приспособленной к падшести мира и сдавленной логическими законами, прежде всего законом тождества.
Она, конечно,
есть, но она не «объективна», она и не «субъективна» в дурном
смысле слова, она по ту сторону уже вторичного разделения и противопоставления субъекта и объекта, по индусской терминологии она
есть атман и брагман.
Важнее же всего сознать, что дух совсем не
есть реальность, сопоставимая с другими реальностями, например, с реальностью материи; дух
есть реальность совсем в другом
смысле, он
есть свобода, а не бытие, качественное изменение мировой данности, творческая энергия, преображающая мир.
Бог не
есть сила в природном
смысле, действующая в пространстве и времени, не
есть господин и правитель мира, не
есть и самый мир или сила, разлитая в мире.
Если мы говорим в противоположность пантеистическому монизму, что Бог
есть личность, то понимать это нужно совсем не в ограниченном и природно-человеческом
смысле конкретного образа, с которым возможно для нас личное общение.
Мир без Бога
есть непреодолимое противоречие конечного и бесконечного, лишен
смысла и случаен.
Древнее общение человека с жизнью природы теперь возможно лишь через воззрения духовные, оно не может
быть просто органическим в старом
смысле слова.
И коммунизм может
быть буржуазным в духовном
смысле слова.
Ганди
был, конечно в духовном
смысле слова, более революционным, чем коммунисты, но его убили именно за эту духовную революционность.
Не
будет греховных форм эксплуатации человека человеком, не
будет классов в том
смысле, в каком они созданы капиталистическим строем.
Соблазном
была не только теократия в средневековом
смысле слова, но и христианские государства, которые всегда бывали христианскими лишь символически, а не реально, и компрометировали христианство.
Революция в глубоком
смысле слова, если она не
есть только перемена одежды, как слишком часто бывает,
есть целостное, интегральное изменение человека и человеческого общества.
В более глубоком
смысле свобода
есть совершеннолетие человека, сознание долга перед Богом
быть свободным существом, а не рабом.
Коллективизм не знает ближнего в евангельском
смысле слова, он
есть соединение дальних.
Может
быть, самое большое противоречие марксизма заключается в том, что он признает телеологию, разумный характер исторического процесса,
смысл истории, который должен реализоваться в грядущем обществе.
Марксистская мораль не
есть ни христианская мораль, ни мораль гуманистическая в старом
смысле.
Революция
есть слово многозначное, и им страшно злоупотребляют, вкладывая в это слово разный
смысл.
Социальная борьба, отвлекающая человека от размышлений над своей судьбой и
смыслом своего существования, уляжется, и человек
будет поставлен перед трагизмом смерти, трагизмом любви, трагизмом конечности всего в этом мире.
В этом
смысле он никогда не
будет осуществлен в пределах этого мира, в царстве Кесаря.
В этом
смысле социализм, вне утопии и мифа,
есть очень элементарная и маленькая вещь — устранение безобразной эксплуатации и непереносимых классовых неравенств.
Клим Иванович Самгин мужественно ожидал и наблюдал. Не желая, чтоб темные волны демонстрантов, захлестнув его, всосали в свою густоту, он наблюдал издали, из-за углов. Не
было смысла сливаться с этой грозно ревущей массой людей, — он очень хорошо помнил, каковы фигуры и лица рабочих, он достаточно много видел демонстраций в Москве, видел и здесь 9 января, в воскресенье, названное «кровавым».
Неточные совпадения
Г-жа Простакова. Как теленок, мой батюшка; оттого-то у нас в доме все и избаловано. Вить у него нет того
смыслу, чтоб в доме
была строгость, чтоб наказать путем виноватого. Все сама управляюсь, батюшка. С утра до вечера, как за язык повешена, рук не покладываю: то бранюсь, то дерусь; тем и дом держится, мой батюшка!
В сем-то
смысле первою мерою воздействия и должна
быть мера кротости.
Но
смысл закона
был ясен, и откупщик на другой же день явился к градоначальнику.
Глуповцы тем быстрее поняли
смысл этого нового узаконения, что они издревле
были приучены вырезывать часть своего пирога и приносить ее в дар.
Есть законы мудрые, которые хотя человеческое счастие устрояют (таковы, например, законы о повсеместном всех людей продовольствовании), но, по обстоятельствам, не всегда бывают полезны;
есть законы немудрые, которые, ничьего счастья не устрояя, по обстоятельствам бывают, однако ж, благопотребны (примеров сему не привожу: сам знаешь!); и
есть, наконец, законы средние, не очень мудрые, но и не весьма немудрые, такие, которые, не
будучи ни полезными, ни бесполезными, бывают, однако ж, благопотребны в
смысле наилучшего человеческой жизни наполнения.