Абсолютное может быть в душе политика и
душе народа, в субъекте социального творчества, но не в самой политике, не в социальном объекте.
Неточные совпадения
Женственность Розанова, так художественно переданная, есть также женственность
души русского
народа.
И думается, что для великой миссии русского
народа в мире останется существенной та великая христианская истина, что
душа человеческая стоит больше, чем все царства и все миры…
Но необъятные пространства России тяжелым гнетом легли на
душу русского
народа.
Исторический период власти пространств над
душой русского
народа кончается.
Душа русского
народа никогда не поклонялась золотому тельцу и, верю, никогда ему не поклонится в последней глубине своей.
В глубине России, в
душе русского
народа должны раскрыться имманентная религиозность и имманентная мораль, для которой высшее божественное начало делается внутренне преображающим и творческим началом.
Вся духовная энергия русского человека была направлена на единую мысль о спасении своей
души, о спасении
народа, о спасении мира.
Я верю, что бессознательно славянская идея живет в недрах
души русского
народа, она существует, как инстинкт, все еще темный и не нашедший себе настоящего выражения.
Душа России может полюбить
душу Польши, другого великого славянского
народа, и от этого она будет еще более самой собой.
И такое отношение будет вполне согласным с
душой русского
народа, великодушной, бескорыстной и терпимой, дарящей, а не отнимающей, которой все еще не знают славяне, так как она закрыта для них нашей не народной государственной политикой.
Нужно полюбить
душу России и интимно узнать ее, чтобы виден был русский сверхнационализм и русское бескорыстие, неведомые другим
народам.
Воспоминание об этой борьбе оставило в
душах обоих
народов след столь глубокий, что и сейчас трудно от него освободиться.
Русский
народ должен искупить свою историческую вину перед
народом польским, понять чуждое ему в
душе Польши и не считать дурным непохожий на его собственный духовный склад.
Польский же
народ должен почувствовать и понять
душу России, освободиться от ложного и дурного презрения, которому иной духовный склад кажется низшим и некультурным.
Другие
народы немец никогда не ощущает братски, как равные перед Богом, с принятием их
души, он всегда их ощущает, как беспорядок, хаос, тьму, и только самого себя ощущает немец, как единственный источник порядка, организованности и света, культуры для этих несчастных
народов.
Идейность в политике связана с духовным углублением личности, с воспитанием
души целого
народа, с сознанием великой ответственности, а не с упрощением и схематизацией сложной исторической жизни.
Кто видывал, как слушает // Своих захожих странников // Крестьянская семья, // Поймет, что ни работою // Ни вечною заботою, // Ни игом рабства долгого, // Ни кабаком самим // Еще народу русскому // Пределы не поставлены: // Пред ним широкий путь. // Когда изменят пахарю // Поля старозапашные, // Клочки в лесных окраинах // Он пробует пахать. // Работы тут достаточно. // Зато полоски новые // Дают без удобрения // Обильный урожай. // Такая почва добрая — //
Душа народа русского… // О сеятель! приди!..
Он употреблял церковнославянские слова: аще, ибо, паче, дондеже, поелику, паки и паки; этим он явно, но не очень успешно старался рассмешить людей. Он восторженно рассказывал о красоте лесов и полей, о патриархальности деревенской жизни, о выносливости баб и уме мужиков, о
душе народа, простой и мудрой, и о том, как эту душу отравляет город. Ему часто приходилось объяснять слушателям незнакомые им слова: па́морха, мурцовка, мо́роки, сугрев, и он не без гордости заявлял:
Все, что искони существовало в
душе народов англосаксонских, перехвачено, как кольцом, одной личностью, — и каждое волокно, каждый намек, каждое посягательство, бродившее из поколенья в поколенье, не отдавая себе отчета, получило форму и язык.
И он с удивительным тактом, скромно обошел
душу народа стороной, а весь запас своих прекрасных наблюдений преломил сквозь глаза городских людей.
На своих служебных местах они, разумеется, не бог знает что делали; но положительно можно сказать, что были полезнее разных умников-дельцов уж тем, что не хапали себе в карман и не
душили народ.
Неточные совпадения
Глеб — он жаден был — соблазняется: // Завещание сожигается! // На десятки лет, до недавних дней // Восемь тысяч
душ закрепил злодей, // С родом, с племенем; что народу-то! // Что народу-то! с камнем в воду-то! // Все прощает Бог, а Иудин грех // Не прощается. // Ой мужик! мужик! ты грешнее всех, // И за то тебе вечно маяться!
Потом свою вахлацкую, // Родную, хором грянули, // Протяжную, печальную, // Иных покамест нет. // Не диво ли? широкая // Сторонка Русь крещеная, //
Народу в ней тьма тём, // А ни в одной-то душеньке // Спокон веков до нашего // Не загорелась песенка // Веселая и ясная, // Как вёдреный денек. // Не дивно ли? не страшно ли? // О время, время новое! // Ты тоже в песне скажешься, // Но как?..
Душа народная! // Воссмейся ж наконец!
— Но ведь не жертвовать только, а убивать Турок, — робко сказал Левин. —
Народ жертвует и готов жертвовать для своей
души, а не для убийства, — прибавил он, невольно связывая разговор с теми мыслями, которые так его занимали.
Перечитывая эти записки, я убедился в искренности того, кто так беспощадно выставлял наружу собственные слабости и пороки. История
души человеческой, хотя бы самой мелкой
души, едва ли не любопытнее и не полезнее истории целого
народа, особенно когда она — следствие наблюдений ума зрелого над самим собою и когда она писана без тщеславного желания возбудить участие или удивление. Исповедь Руссо имеет уже недостаток, что он читал ее своим друзьям.
— Ох, батюшка, осьмнадцать человек! — сказала старуха, вздохнувши. — И умер такой всё славный
народ, всё работники. После того, правда, народилось, да что в них: всё такая мелюзга; а заседатель подъехал — подать, говорит, уплачивать с
души.
Народ мертвый, а плати, как за живого. На прошлой неделе сгорел у меня кузнец, такой искусный кузнец и слесарное мастерство знал.